Для тех, кто все пропустил: изначально "Гоголь" задумывался как телесериал на 8 серий, из которого в итоге сделали три полнометражных фильма, в каждом по два эпизода. По телевидению при этом покажут все 8 серий (из киноверсии, говорят, специально для этого вырезали какие-то сюжетные линии). Как показалось, "Гоголь. Страшная месть" режиссера Егора Баранова - это лучшая серия странного, но притягательного российского киносериала. В главных ролях - Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Артем Сучков, Павел Деревянко, Таисия Вилкова, Юлия Франц, Ян Цапник, Евгений Сытый, Сергей Бадюк, Артем Ткаченко. Хронометраж - 01:46. Премьера (РФ) - 30.08.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: две сотни лет назад малороссийские хутора разоряла шайка нехристей-ляхов во главе с могущественным колдуном. С тех пор рыщет в окрестностях Диканьки неизвестный Чёрный Всадник, ловит молодых девушек и жестоко расправляется с ними, будто мстит за что. И следующей его жертвой может стать Лиза. Чтобы спасти возлюбленную, писарь Николай Гоголь (Александр Петров) должен разбить злые чары и победить древнее проклятье. Ни одному из смертных ещё не удавалось это, но к счастью, на помощь Гоголю приходит гениальный столичный сыщик Яков Гуро (Олег Меньшиков), и у него уже есть главный подозреваемый…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: для тех, кто все пропустил: изначально «Гоголь» задумывался как телесериал на 8 серий, из которого в итоге сделали три полнометражных фильма, в каждом по два эпизода. По телевидению при этом покажут все 8 серий (из киноверсии, говорят, специально для этого вырезали какие-то сюжетные линии). «Гоголь» запускался как проект очень рискованный, но риск был подконтрольный: здесь на каждой стадии все было в крепких руках мощного продюсера Александра Цекало. Его почерк, желание вести дела серьезно и продуманно заметны везде. Например, легко заметить, что каждая нечетная серия ощутимо слабее четной, то есть каждый полнометражный фильм становится сильно интереснее к концу. Поэтому их так сложно начинать смотреть (и хочется куда-нибудь сбежать, не дожидаясь финала), и поэтому же после окончания предыдущей серии тянет на следующую. Чтобы перестраховаться, авторы «Гоголя», не стесняясь, все по максимуму скопировали у зарубежных коллег. Главный злодей — из «Сонной лощины», комната с чертовщиной — конечно, из «Твин Пикса», весь финал третьего фильма — это крупное заимствованием основной сюжетной канвы из «Лиги выдающихся джентльменов». Причем, как несложно заметить, ничего дурного они себе не стащили, только хорошее. Так чего же жаловаться? То есть это очень продюсерский проект, в нем нет духа авантюризма. Первая киносерия «Гоголя» была по приятному понятная, даже немного страшная. Вторую, уже заранее зная, что будет третья, сделали послабей, с натянуто серьезным лицом, перенеся таким образом ресурсы, в том числе идейные, на финал. И вот он. Как тут принято, «Гоголь» очень медленно пытается встать из оврага, падает, снова падает, опять приподнимается. Первая (то есть пятая, сложно привыкнуть к местной нумерации) серия почти невыносимая. Ее нужно перетерпеть, чтобы к настоящему grand finale все наконец были готовы. Итак, что же придумали авторы бесстыдно украденного сразу отовсюду сериала? Что ж, наконец в третьей серии произошел долгожданный смысловой переход из наглой, но развеселой чепухи в совсем уже откровенную расписную чушь. Там пять раз кто-то воскресает (реально, можете пересчитать), причем это, очевидно, не просто плохая сценарная работа, это такая задумка. Всюду по сюжету — щедро расставлены рояли в кустах, нагло хлопающие дверями боги из машин — здесь радостно пускают в дело самое непристойное сценарное бесстыдство, какое только удается припомнить. Здесь все правда и искренне стараются еще сильнее оскорбить вкус зрителя, хлопнуть его шматом сала по лицу, и это радостное хулиганское возбуждение парадоксально передается и тому, кто это смотрит.
Наконец, здесь выдают свою трехгрошовую детективную интригу и рассказывают, конечно, кто же Темный всадник. Правда, куда важнее здесь совершенно недоступный всем остальным деятелям российской киноиндустрии уровень самоиронии и правильно выбранный пародийный тон, которым здесь переиначивают само творчество Гоголя. Это издевательство над школьной программой по литературе, может, и не ценнее самой школьной программы (ее все-таки надо прожевать и пережить) и не заменит ее, и слава богу. Но едва ли не впервые на основе чего-то нашего вечного сделали не зубодробительную скуку и не испанский стыд, а что-то дерзкое, бойкое, восторженно глупое, как (и тут не избавиться от этого навязчивого сравнения) кинокомикс.
Как невозможно всерьез переживать о финале третьих «Мстителей» дольше, чем занимает время до выхода из кинотеатра, точно так же вы не будете мучиться от ожидания следующего сезона (хотя он непременно случится). Ну и черт бы с ними, это же полный китч: там Гоголь бьется с вековым злом, там Пушкин дружит с тинейджером Лермонтовым (причем Пушкина играет Павел Деревянко), там есть тайные ордены и темные ведьмы. Это все, конечно, дивный новый мир, но явно не тот, по которому стоит сходить с ума. И, опять же, правильной скромностью примечателен и «Гоголь 3»: он, будто дух самого Николая Васильевича, стоит где-то в углу и не отсвечивает, но расскажет вам свои дикие истории про мертвых панночек и летающие гробы, если вы его, конечно, попросите.
подготовил Николай Лежнев