Рецензия на фильм «Гладіатор II» (фильм «Гладиатор 2» film Gladiator II) (5110)

«Гладиатор против пришельцев?…»

За 24 года после выхода фильма Ридли Скотта «Гладиатор», в кинопроизводстве появилось множество продвинутых технологий. Тем не менее, в смотрибельном и захватывающем сиквеле Колизей предстает не в виде компьютерной графики, а как ошеломляющая физическая реконструкция в масштабе 1:1 да еще и с вполне реальными толпами массовки. И при этом, фильм «Гладіатор II» странным образом является практически ремейком, реинкарнирующим почти каждый отдельный повествовательный компонент оригинала в слегка измененной форме. В главных ролях - Пол Мескал, Педро Паскаль, Конни Нильсен, Дензел Вашингтон, Джозеф Куинн, Фред Хекинджер, Тим Макиннерни, Мэтт Лукас, Рори МакКанн, Дерек Джекоби, Мэй Каламави, Питер Менса. Хронометраж - 02:25. Бюджет - $300 000 000. Премьера (мир) - 14.11.2024. Премьера (Украина) - 14.11.2024 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в свои 28 лет Пол Мескал моложе Рассела Кроу, которому было 36, когда он взял на себя роль Максимуса в первой части. Мескал играет Луция, сына Максимуса. Он повзрослел на сепаратистской территории Нумидии, где его, 12-летнего, спрятала мама Луцилла (Конни Нильсен). Теперь Луций - солдат, а его жена Аришат (Юваль Гонен) тоже воин. Об их ребенке не упоминается, но есть предчувствие, что в будущем мы узнаем о сыне (не дочке же!), спрятанном от опасностей битвы. Жесткий, честный генерал римлян Марк Акакий (Педро Паскаль) исполняет свой долг, но уважает воинскую храбрость противников и не имеет ничего общего с мерзкими римскими политиками. По сути, он не только является новой версией Максимуса, который сражался с тевтонами, но и женат на Луцилле! (интересно, что в фильме «Чудо-женщина 1984» Паскаль сыграл роль практически Дональда Трампа).  
Луций захвачен, продан в рабство и... да... становится гладиатором, как и его отец, хотя и впечатляет своей способностью цитировать Вергилия. Так же, как и Максимус, он противостоит шепелявому, презрительному, немужественному императору, вроде Коммода из фильма 2000 года. Но на этот раз разделенному на двоих: соправителей Гета (Джозеф Куинн) и Каракалла (Фред Хекинджер) - оба щеголяют подведенными глазками почти как у панды.  
Дензел Вашингтон наследует роль Оливера Рида; он играет хитрого владельца гладиаторской школы, который планирует превратить благоволение недалеких правителей в политическую власть. На самом деле Вашингтон почти крадет всю картину, когда его персонаж Макрин ловко эксплуатирует одержимость гладиаторскими боями слабого и двуличного сенатора Фракса (Тим Макиннерни). Именно Дензел Вашингтон получает фразу, которая может стать мемом в социальных сетях, когда он шипит прямо в лицо Фракса: «Это, мой друг, политика-а ...»     
Во время просмотра фильма невозможно избежать постоянного дежавю или ощущения, что все новое в нем является побочными продуктами, полученными почти случайно. Луцилла (Конни Нильсен) - единственный женский персонаж в фильме, обладающая свободой действий; у нее сложные, невысказанные отношения с главным героем, как и в первый раз, но которые здесь намекают чуть ли не на эдипов комплекс. В какой-то момент Луций приближается в своем эмоциональном замешательстве к шекспировскому Кориолану, а собственная сцена Луциллы на гладиаторской арене имеет в себе что-то почти извращенное. Хотя глупо начинать искать извращенные аспекты в истории, где все костюмы настолько явно сексуально позитивны.  
Этот сиквел не боится запачкать руки - он представляет ключевые сцены и моменты для фанатов (это мы все!), а важнейшие гладиаторские бои выглядят почти галлюцинациями. Морская битва воссоздается на затопленной арене, кишащей акулами. А огромный носорог, с гладиатором на спине, получает пинка под чешуйчатый зад. Когда же Люциусу в одной из сцен приходится сражаться со злобными бабуинами, это настолько похоже на научную фантастику, что хочется воскликнуть: «Гладиатор против пришельцев?»…  
В фильме 2000 года Коммод был поглощен своей ненавистью к Максимусу, великому воину, который был как сын императору; кровосмесительным желанием к своей сестре Луцилле; и паранойей, что ее сын, Луций, будет готов заменить его на троне. Это была сочная, граничащая с безумием роль для Хоакина Феникса, чтобы дать герою фильма достойного антагониста. В картине 2024 года Джозеф Куинн и Фред Хекинджер уморительно неуравновешены в своих дьявольских ролях, делая Гету и Каракаллу капризными мужеподобными детьми, столь же шутовскими, сколь и порочными. Как только вы узнаете, что Бивис и Баттхед были среди ориентиров Ридли Скотта, трудно будет этого не видеть. Но даже без ассоциаций, превращение императоров в таких сумасшедших клоунов сводит на нет их опасность. Они слишком глупы, чтобы быть зловещими.    
Поэтому фильм разгорается на полную катушку, как только Луций определяет манипулятора Макрина в качестве своего настоящего врага. Способность Дензела Вашингтона сохранять хладнокровие, смакуя при этом безжалостность своего персонажа, завораживает. Игра против Макрина зажигает Луция, поскольку он понимает - его предназначение не в том, чтобы разрушить Рим, а в том, чтобы спасти государство…  
РЕЗЮМЕ: Ридли Скотт - одно из чудес современного кинематографа. На протяжении последних лет 86-летний режиссер в каком-то диком галопе выпускает один за одним  масштабные фильмы: «Все деньги мира», «Чужой: Завет», «Последняя дуэль», «Дом Гуччи» и «Наполеон». Что касается «Гладиатора II», то здесь он скачет назад по старой земле и, возможно, скачет по кругу. Но есть что-то внушающее благоговение в триумфальном шествии Пола Мескаля в высшую актерскую лигу…
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Ридли Скотт впервые заговорил о сиквеле «Гладиатора» еще в 2001 году, причем написать сценарий должны были авторы оригинального фильма Дэвид Францони и Джон Логан. В их версии не было гладиаторских боев, а повествование разворачивалось спустя 15 лет после событий первого фильма и строилось вокруг попыток повзрослевшего Луция узнать правду о своем биологическом отце. Скотт в одном из интервью подтвердил, что настоящим отцом мальчика является Максимус, и в фильме должны были появляться флешбэки, показывающие отношения Максимуса и Луциллы.  Скотт хотел сделать сиквел максимально приближенным к реальности, что исключало любое появление Рассела Кроу, кроме как во флешбэках. Кроу же хотел полноценного возвращения Максимуса и нанял собственного сценариста написать свою версию сценария, в которой бывший командующий северными легионами каким-то образом возвращался к жизни. Причем кандидатуру подобрал максимально странную: поэт и музыкант Ник Кейв («Самый пьяный округ в мире») на тот момент еще ни разу не работал над сценариями.  
Позднее Кейв признавался: он сразу понял, что из этой затеи ничего не выйдет, поэтому просто наслаждался процессом и ни в чем себе не отказывал. Версия Кейва получилась безумной. Максимус приходит в себя в загробном мире, но вместо залитого солнцем пшеничного поля видит пасмурное побережье свинцово-серого океана. В руинах храма неподалеку он встречает Юпитера, Марса и других римских богов. От них гладиатор узнает, что бог Гефест (тут Кейва подводит знание мифологии, так как римского бога огня звали Вулкан) предал своих соратников и переметнулся к более могущественному божеству - Иисусу Христу, постепенно лишающему конкурентов силы.
Юпитер предлагает Максимусу сделку: выследить и убить предателя в обмен на воссоединение с женой и сыном. Максимус соглашается и выслеживает Гефеста, но тут что-то идет не по плану, и бывший гладиатор воскресает в реальном мире спустя 15–20 лет после своей смерти.
Вернувшись в Рим, Максимус воссоединяется с бывшим гладиатором Джубой, ищет своего тоже воскресшего сына и бросает вызов новому римскому императору. В версии Кейва повзрослевший Луций оказался такой же скотиной, как его дядя Коммод.
Однако одержав победу над приспешниками Луция, Максимус обрекает человечество на повторение бесконечного цикла насилия. Сам он получает проклятие вечной жизни, участвует в крестовых походах, обеих мировых войнах, Вьетнаме и Корее. Наши дни бывший римский гладиатор встречает аналитиком в Пентагоне.  Расселу Кроу сценарий Кейва ожидаемо не понравился, поэтому больше о нем никто никогда не вспоминал. А в 2006 году студия DreamWorks вместе со всей своей интеллектуальной собственностью была продана Paramount. Новые владельцы франшизы не были заинтересованы в продолжении «Гладиатора», и сиквел получил зеленый свет лишь в 2018 году….
Николай Лежнев 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *