На Асгара Фархади, как правило, всегда можно положиться - но с одной пометкой: если он работает исключительно на своём родном персидском языке. Его прошлый режиссёрский проект, который он снял на испанском и в окружении прекрасных Пенелопы Крус и Хавьера Бардема, в конечном счёте получился полнейшим разочарованием. Но оставим «Лабиринты прошлого», как говорится, в прошлом. Фархади вернулся на родину - к социальному кинематографу, который уже давно является частью его ДНК и принёс знаменитому иранцу огромное количество наград, включая два «Оскара» и «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. В главных ролях - Амир Джадиди, Мосен Танабанде, Сахар Голдаст, Фереште Садре Орафай, Эхсан Гударзи, Сарина Фархади, Мариам Шахдаэй, Алиреза Джахандиде, Мохаммад Агхебати. Хронометраж - 02:07. Рейтинг PG-13 (16+). Премьера (мир) - 13 июля 2021. Цифровой релиз - 21 января 2022 (Amazon Prime Video). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Рахим (Амир Джадиди) осуждён за неуплату долга. Его выпускают на пару дней из тюрьмы (да, такая практика в иранской системе исполнения наказания существует), чтобы тот мог повидать близких. Во время своего двухдневного отпуска Рахим вместе со своей ещё пока не женой находит сумку с большим количеством золотых момент. Вот же счастье! Теперь Рахим сможет выплатить долг и навсегда выйти из тюрьмы. Однако в пункте обмена валют Рахима не устраивает низкий курс обмена, да и что-то гложет его изнутри. В конечном счёте, герой решает вернуть сумку владельцу, понимая, что тому сейчас, наверное, ещё хуже, чем Рахиму. Когда на его объявление о пропаже откликается девушка, сестра Рахима устраивает с ней встречу и отдаёт сумку, убедившись, что именно она её потеряла. Рахим, который уже вернулся к тому времени в тюрьму, внезапно становится объектом гордости начальства исправительного учреждения: они как-то прознали про доброе дело Рахима и хотят, чтобы об этом благородном и бескорыстном поступке узнала вся страна. Скромный Рахим не понимает, в чём, собственно, дело и зачем всё это нужно, но его всё же уговаривают дать интервью телевизионщикам, после которого Рахим и становится общенациональным героем. Однако вскоре многие в соцсетях начинают сомневаться в искренности поступка героя, подозревая, что он мог всё это подстроить - ведь доказательств же никаких нет. Стремительно общественное мнение раскалывается надвое, а невинная улыбка с лица Рахима постепенно сменяется гримасой полнейшего непонимания происходящего и тотальной несправедливости…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: высказывание на тему деструктивной силы интернета - пожалуй, одна из самых неожиданных тем, которую можно было бы представить в фильме Асгара Фархади. Однако иранец, очевидно, не желает стоять на месте, заигрывая с уже не раз повторёнными мотивами своих фильмов, и идёт в ногу со временем. При всём при этом его «Герой» - лента не менее традиционная, чем «Секреты прошлого» или «Развод Надера и Симин»: перед нами всё также история обычного человека, вовлечённого в ситуацию, которая может случиться с каждым. И пусть набирать обороты кино не спешит, к финалу зритель полностью подчиняется его ритму - примерно в той же манере, как при просмотре «Неогранённых алмазов» братьев Сэфди, с которым у фильма Фархади есть сюжетные переклички.
Главное достоинство «Героя» заключается в том, как ловко режиссёр показывает моральную двойственность поступка Рахима. На протяжении всего фильма зритель в едином порыве сомневается в истинных намерениях героя точно так же, как и в абсолютно той же манере глубоко верит в его невинность и невиновность, пытаясь рационально отбить от него все нападки извне. Демонстрация истины, что у любой монеты есть две стороны, ещё никогда не была столь наглядной и общедоступной. За счёт этого Фархади постепенно превращает отчасти бытовую социальную драму в образцовый психологический триллер, за событиями которого уже не получится наблюдать без эмоционального вовлечения.
Немало эмпатии генерируется в фильме за счёт его харизматичного исполнителя главной роли: если академично выверенная режиссура и тонкий психологический портрет современной иранского общества, ювелирно вкрапленный в сценарий Фархади, составляют лишь 50 процентов успеха «Героя», то остальная половина - это целиком и полностью заслуга Амира Джадиди. Актёр так безупречно попал в характер персонажа, исследующего извечный троп «хотел как лучше, получилось как всегда», что не проникнуться к нему попросту невозможно. Главное оружие Рахима - это его неподдельная улыбка, в которой олицетворяется непредвзятая вера в добро. Он как Назарин из фильма Бунюэля, только более приземлённый вариант - уже однажды совершивший ошибку на своём жизненном пути, за которую ему придётся расплачиваться без божьей помощи. Искупление же протагонист находит не в высшей силе, а в трогательных отношениях с сыном, постепенно раскрывающимися как скрытое ядро всей этой истории. (Вадим Богданов)
РЕЗЮМЕ: Асгар Фархади успешно вернулся к знакомой теме, сняв свой сильнейший фильм со времён принёсшего ему мировую славу «Развода Надера и Симин». «Герой» работает по принципу лакмусовой бумажки, безошибочно определяющей уровень цинизма в зрителе, и в традициях лучших соцреалистических пьес растворяет в кипящем чане общественных ценностей и ритуалов, подталкивающем к таким сложным моральным дилеммам, решать которые зрителю предстоит уже после финальных титров…
подготовил Николай Лежнев