Когда был Спилберг маленький…
Стивен Спилберг всегда умел обращаться с камерой, но фильм «Фабельманы» показывает зрителям, как возникла его любовь к кинопроизводству. И пускай картина называется не «Спилберги», совершенно очевидно, что речь в ней идёт об одном из самых успешных режиссеров в истории кино. В главных ролях - Мишель Уильямс, Пол Дано, Сет Роген, Гэбриел ЛаБелль, Дженни Берлин, Джулия Баттерз, Робин Бартлетт, Кили Карстен, Джадд Хёрш, Оакс Фигли. Хронометраж - 02:31. Рейтинг PG-13. Премьера - 10.09.2022 (TIFF, кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 11.11.2022. Премьера (Украина) - 19.01.2023 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: «Фабельманы» - это история Сэмми Фабельмана (Гэбриел ЛаБелль), еврейского мальчика из Нью-Джерси. Однажды вечером 1952 года родители Сэмми, Митци (Мишель Уильямс) и Берт (Пол Дано), впервые привели его в кино, чтобы посмотреть «Величайшее шоу в мире» Сесила Б. Демилля. Сэмми настолько впечатлен, что со своей первой камерой решает воссоздать эпизод, впечатливший его больше всего. С тех самых времён родилась непреодолимая страсть к движущимся изображениям, которую отец-компьютерщик игнорировал, в то время как мать, пианистка, поддержала без колебаний. На протяжении многих лет он продолжал снимать и сниматься со своими сестрами и друзьями, надеясь однажды достичь столь желанного голливудского признания…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фильм «Фабельманы» представляет собой череду воспоминаний, позволяющих понять самого известного в мире режиссера, который обычно держал нас на расстоянии вытянутой руки. Хотя всю свою карьеру Спилберг успешно торгует такими мало (осязаемыми вещами, как теплота и эмоции (в формате IMAX), ему иногда удавалось придумать что-то иное, новое и он редко промахивался. Зрители могли получить лишь смутное представление о том, кто он как профессионал, но не как человек. Годы становления Стивена Спилберга превращены здесь в нечто полувыдуманное - в фильме действуют, все же, Фабельманы, а не Спилберги. Но множество деталей здесь примерно те же: перед нами история мальчика, обнаружившего в себе любовь к кино в то время, когда его семья распадается. Большую часть фильма на экране - подросток Сэмми Фабельман, которого играет превосходный Гэбриэл ЛаБелль. Сэмми пытается совладать со своей страстью к кино, ведь он должен бороться с назревающим распадом брака своих родителей Берта (Пол Дано) и Митци (Мишель Уильямс). Карьерный рост отца-компьютерщика заставляет Фабельманов переезжать из штата в штат, добавляя напряжения к их дружбе с «дядей» Бенни (Сет Роген), который, как начинает понимать Сэмми, для его мамы больше, чем просто друг.
Стивен Спилберг дает нам явно постановочную версию себя и своей семьи. Депрессии, издевательства, антисемитизм, измены и развод здесь не кажутся такой уж травмирующей драмой, поскольку все это выглядит как будто красивая открытка, созданная оператором Янушем Камински. Необычно видеть, как Спилберг работает со сценарием, в котором, мягко говоря, слишком вольная структура. Его фильм скачет от момента к моменту и хотя это придает фильму ощущение реальных воспоминаний, юное «я» режиссера реализовано полностью, в то время как образам его родителей не всегда хватает деталей.
Уже ходят разговоры о том, что это очередной Оскар, который Мишель Уильямс может проиграть (до этого она была номинирована четыре раза). При этом ее прочтение роли - безусловно, необычное, специфическое и движимое странной энергией, которую не привыкли видеть у матерей из пригорода в 50-х и 60-х годах (в одной сцене она едет навстречу к торнадо, а не от него). Честно говоря, иногда игра актрисы казалась слишком наигранной и искусственной, но все равно от Уильямс трудно оторвать взгляд. И да, она присоединяется к списку нееврейских актрис, снявшихся в роли еврейской женщины. Пол Дано, практически штатный исполнитель ролей мерзавцев, здесь играет мягкого человека. Благо, у него нашлась замена в лице Джадда Хирша, который в крохотном эпизоде сыграл странного дядюшку Бориса, прочитавшего Сэмми незабываемую речь о том, что и как делать в искусстве.
РЕЗЮМЕ: в среде американских кинокритиков было довольно скептическое отношение к Спилбергу, когда он решил посвятить себя более «серьезным» произведениям, начиная с «Цветы лиловые полей», как будто он всегда должен был снимать развлекательное кино. Теперь совершенно очевидно, что большинство из них не понимали фундаментального компонента поэтики режиссера. Даже поставленные им блокбастеры были эмоционально зрелыми, что способствовало номинациям на «Оскар» в основных категориях (!), например фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». В этом смысле «Фабельманы» - идеальное сплетение двух душ Спилберга, сочетающего таким образом невинность детства и горькое осознание зрелого возраста…
Николай Лежнев