Состояние "до"...
Фильм Ксавье Дилана снят по пьесе Жан-Люка Лагарса и получил в этом году Гран-при Каннского фестиваля. 27-летнему режиссеру, у которого до этого снимались только канадцы, удалось собрать великолепную команду французских актёров - Натали Бай, Венсан Кассель, Марион Котийяр, Леа Сейду, Гаспар Ульель, Антуан Дерошер, Уилльям Бойс Бланшетт. Хронометраж - 01:35. Мировая премьера - 19.05.2016. Премьера в Украине - 03.11.2016. Релиз DVD - 22.02.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: успешный писатель Луи Книппер (Гаспар Ульель), решает повидать свою семью: мать (Натали Бай), старшего брата (Венсан Кассель) с его супругой (Марион Котийяр) и младшую сестру (Леа Сейду). Заурядная, вроде бы, ситуация за исключением того, что Луи не видел родственников уже целых 12 лет и подготовил для них печальное известие о своей смертельной болезни...За руганью и громкими криками становится ясно слышно, что главный герой не произнёс ещё ни слова, а на его лице — полное неузнавание тех, кто был его семьёй 12 лет назад...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: если бы не имя режиссера Ксавье Долана, никому и в голову не пришло бы отнести этот фильм к арт-хаусу. Это определенно "кино для всех", без вычурного эстетства, без провокации, без сложности тем и образов. Сюжет картины прост и даже в каком-то смысле банален: возвращение сына в родной дом, семейные дрязги, взаимные обиды-упреки-обвинения, груз прошлого и страх перед будущим - что может быть ближе и понятней для каждого зрителя? Ничего принципиального нового, отличного от того, что мы уже видели, в этой истории нет. Конечно, тот факт, что главный герой навещает семью с целью сообщить им о своей смерти, накаляет действие изнутри. Но ведь мы с вами давно привыкли: когда в драме собирается за одним столом, то взрыва эмоций не избежать. Так же и здесь — не доев десерт, родственники встают из-за стола один за другим и уходят - семья как будто рассыпается на глазах, потому что ничто и никогда не пробьет стены непонимания между самыми близкими людьми. Уникальность картины Долана не в сюжете, а, скорее, в его подаче. Если сравнивать "Это всего лишь конец света" с "Августом", то последний снят настолько серьезно, по канонам американской драмы, что не у всех вызывает реальное сопереживание. А вот Ксавье Долан обнаруживает если не дерзость, то смелость точно, плюс своеобразное видение мира... Крупные планы, которые больше намекают на скрытые чувства героев, нежели педалируют их. Сбивчивые, бессвязные монологи, где слова о самом важном перебиваются спорами "ни о чем". Странные паузы, неловкое молчание, когда надо говорить, и слишком много лишних слов, когда стоит помолчать. Шепоты, когда хочется достучаться до родного человека, и крики, когда страшно приблизиться. И наконец, полные ностальгии клиповые флэшбеки, которые раскрывают перед зрителем картины потерянного рая. Все это создает неповторимую атмосферу, которая является вполне адекватным выражением внутреннему содержанию картины. Несмотря на то, что фильм снят по пьесе, лента Долана не страдает театральностью. Дом, в который вернулся главный герой - маленькая вселенная, где режиссер сталкивает солнечные воспоминания с холодом и грубостью нынешних отношений. Используя нехитрые, иногда даже "лобовые" приемы, Долан снимает человеческое, эмоциональное кино. Фильм может показаться искусственным, выстроенным. Но игра актеров - местами чудаковатая и эксцентричная, местами лиричная и тонкая - сводит всю искусственность на нет. Гаспар Ульель просто поразительно играет мучительный поиск того самого подходящего момента для того, чтобы трагической новостью раз и навсегда взорвать мир своей семьи. Это состояние "до" - состояние, которое хочется продлить как можно дольше, состояние, в котором ты в отчаянии в любой, самый безобидный момент можешь брякнуть "я умираю", покончив с этим одной фразой. Гаспар Ульель играет это внутреннее напряжение молча, статично, внешне спокойно, но так явно и понятно для зрителя. Сюзанна, героиня Леа Сейду, несмотря на свой мятежный характер, чувственна и ранима. Антуан, персонаж Венсана Касселя груб, а в течение этой встречи с братом даже жесток, за что получает упреки от сестры: "Лучше ходить как чучело, чем жить как ты и ни во что не врубаться..." Невестка Катрин в исполнении Марион Котийяр ("Союзники", "Макбет") робкая и неловкая, но все же осмеливающаяся говорить то, что думает, не пряча это в глубине себя, как делают остальные персонажи. Очередное ее полное перевоплощение наглядно объясняет почему актриса так востребована режиссерами по обе сороны океана. И, конечно, скрывающая под маской импульсивности свои переживания и эмоции мать, роль которой исполнила Натали Бай.
РЕЗЮМЕ: у Ксавье Долана получилась чувственная и взрослая картина о том, насколько жестоким может быть время, чьими жертвами становятся как отдельные люди, так и отношения целых семей. Их чувства и эмоции в неостановимом потоке течения времени навсегда преображаются. К сожалению, иногда, как и в фильме "Это всего лишь конец света", трагически...
подготовил Николай Лежнев