В Каннах странный ремейк «Мисс Даутфайр» хвалили почти все, а многие объявили шедевром…
«Эмилия Перес» - мюзикл Жака Одиара с Зоей Салданой, Селеной Гомес, а также с испанкой Карлой Гаскон. Все вместе они получили приз за лучшую женскую роль, а Гаскон стала первой открытой транс-актрисой, удостоенной главного приза в Каннах. Это грандиозный по замыслу и яркий по исполнению рассказ о наркобароне, который решил радикально изменить свою жизнь, а после - сделать мир лучше. Нет никакого сомнения в том, что фильм станет суперхитом и дойдет до «Оскара», хотя называть его гениальным было бы слишком смело. Как оказалось, за гангстерской эстетикой и макабрическими красотами скрывается действительно интересный пересказ старой доброй «Миссис Даутфайр» на новый лад. В главных ролях - Селена Гомес, Карла Гаскон, Зои Салдана, Эдгар Рамирес, Марк Иванир, Адриана Пас, Джеймс Жерар, Эрик Гейнес, Агата Бокча Лестер. Хронометраж - 02:10. Премьера - 18.05.2024 (Каннский кинофестиваль). Премьера (мир) - 21.08.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: напомним вкратце сюжет вышедшей в 1993 году комедии «Миссис Даутфайр», где Робин Уильямс сыграл свою лучшую роль. Актер-неудачник в результате развода не может видеться с женой и детьми, которых он любит больше всего на свете. Тогда он, используя все свои профессиональные навыки, гримируется в няньку, устраивается к своей же жене на работу и проводит целые дни с детьми. Теперь он может быть с ними и при этом зарабатывать на жизнь, но если его секрет раскроют, то, как мы понимаем, может случиться что угодно - от полного запрета видеться с семьей до тюрьмы или психушки. И всё бы шло хорошо, но жена героя встречает другого мужчину, и тогда он понимает, что сейчас он может потерять и ее, и их. Всё это заставляет его сбросить маску…
«Эмилия Перес» - это та же самая история, но несколько в ином антураже и с чуть более жесткими правилами игры. Наркобарон Хуан Дель Монте нанимает успешную адвокатшу Риту (Зои Салдана), чтобы она помогла ему исчезнуть и начать другую жизнь. Она должна не просто сделать ему другие документы и перебросить все деньги на другие счета - она сделает его женщиной, поможет тайно сменить пол. Адвокатша в шоке: глава картеля соответствует всем самым жутким представлениям о предводителе банды, огромный мужик, весь в татухах, альфа-самец и один из самых опасных преступников в стране. Какая из него женщина? А он ей - дескать, в свинарнике ты должен быть свиньей, а если изменишься, то и из свинарника выберешься, и вообще - всё будет по-другому. Выслушать предложение наркобарона в Мексике означает принять его, других вариантов нет.
Адвокатша находит лучшего в мире пластического хирурга - естественно, в Израиле. У них происходит ключевой для фильма диалог. Хирург говорит: можно волку сделать хоть тело тушканчика, он всё равно останется волком, а так я могу, конечно. А адвокатша в ответ: нет, с телом изменится и душа, а следом изменятся и среда, и всё общество. Доктор не очень верит, а мы будем весь фильм следить за тем, кто в итоге окажется прав...
Гангстер, теперь под видом тетушки Эмилии Перес живет с семьей «погибшего» мужа, нежничает с детьми, а дальше - всё как в фильме с Робином Уильямсом. Только под роскошные музыкальные номера с массовкой в жилых кварталах Мехико, в расступающихся декорациях, на роскошных виллах и даже в горах, где картели забивают свои стрелки. Тут будут и трупы, и посылки с отрезанными пальцами, и армии головорезов с автоматами.
Но мы будем следить не за этим, хотя все музыкальные номера Зои Салданы и Селены Гомес выполнены на высочайшем уровне. Мы будем следить за глазами «миссис Даутфайр», тетушки, главы благотворительного фонда. Потому что в глазах ее периодически возникает тот самый волк, о котором говорил гуру пластической хирургии. Волк, который спрятался, но не умер, какими бы высокими ни были каблуки тетушки, какой бы ни была нежной ее кожа и даже какими бы благородными и сентиментальными ни были ее мысли. Мы ждем, когда волк совершит прыжок, и чем дальше, тем очевиднее, что это обязательно случится.
Отдельно стоит отметить, как изобретательно подошли авторы к решению проблемы с голосом гангстера. Когда он еще наркобарон, его сцены даются обычно в маленьких помещениях, где герой не столько говорит, сколько хрипло шипит, потому что голос у Карлы Гаскон довольно высокий, в этом можно убедиться в ее музыкальных номерах.
Саспенс фильма, его главный нерв, заставляет не обращать внимания на многочисленные странные допущения авторов - например, на то, что очень богатая женщина откуда ни возьмись превратилась в селебрити в Мехико, но никому в голову не приходит копнуть и выяснить, кто это? Или, например, когда адвокатша вместо супернавороченной гонконгской клиники выбирает небогатую израильскую - почему? Потому что о душе с доктором поговорила? Но мы спокойно соглашаемся на это, потому что перед нами притча, сказка, пусть и рассказанная как бы о современной Мексике с ее оргпреступностью и бессилием государства, о чем нам с экрана скажут раз сто в самых банальных выражениях. А в сказках не это главное, а то, зло победит или добро? Убежит волк в лес, куда он смотрит, или нет?
Восторженный прием «Эмилии Перес» связан с рядом факторов. Среди тихих камерных драм, составляющих конкурс, громкий мюзикл смотрится очень выигрышно. Кроме того, сыграло свою роль то, что Жак Одиар в последние десять лет делал вполне проходное кино, от его фильма никто ничего не ждал, хотя Канны его знают и любят, однажды он даже здесь победил - с одним из своих самых слабых фильмов «Дипан», бывает и такое.
Поэтому восторг перед «Эмилией Перес» не единодушный, в голосовании журнала Screen, самом авторитетном во время фестиваля, он не выше остальных конкурсантов. Но кое-кто уже сходил на фильм дважды и всё равно в полном восторге (Сергей Сычев)
подготовил Николай Лежнев