Режиссёр Бaз Лурман снял очередной фильм, выглядящий как бессмысленный взрыв блёсток (вроде его же картин «Мулен Руж» и «Великий Гэтсби»). И точно так же, как Алан Партридж (вымышленный радиоведущий) сказал, что его любимый альбом Beatles - «Best of the Beatles», Лурман предлагает нам фильм, построенный на том, что он считает Элвиса Пресли чуть ли не ангелом, а это просто не соответствует действительности. К сожалению, режиссер тратит впустую потенциальный козырь - рассказать о роли в жизни Элвиса его жесткого менеджера, полковника Тома Паркера. Паркер безжалостно эксплуатировал его, не позволял гастролировать за границей и, в конце концов, превратил Элвиса в жирную пародию на певца. В главных ролях - Остин Батлер, Том Хэнкс, Оливия ДеДжонг, Люк Брейси, Ричард Роксбург, Завьер Сэмюэл, Дэйкер Монтгомери, Коди Смит-Макфи, Дэвид Уэнэм, Келвин Харрисон. Хронометраж - 02:39. Рейтинг PG-13 (12+). Премьера - 25.05.2022 (Каннский кинофестиваль). Премьера (мир) - 23.06.2022. Премьера (Украина) - 30.06.2022 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: история жизни и музыки Элвиса Пресли (Остин Батлер) через призму сложных взаимоотношений с его менеджером, полковником Томом Паркером (Том Хэнкс). Они работали вместе более 20 лет: от начала карьеры Элвиса до его небывалой славы.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: картина База Лурмана - это не столько кино, сколько 159-минутный трейлер к фильму под названием «Элвис» - эпический, но в то же время монотонный и незначительный. Самое грустное - в конце концов, зрители могут задуматься над вечными вопросами: а что Лурман вообще думает о музыке Элвиса? Он, например, предпочитает одни песни Элвиса другим? Он прослушал какую-нибудь из песен Элвиса до конца? Или он выключает Spotify через 20 секунд после того, как решит, что уже уловил суть? Эти вопросы возникают из-за странно безразличного подхода к музыке Пресли и его жизни, при том что Остин Батлер в главной роли выглядит очень прилично. Режиссёр явно не хочет или не может исследовать отношения своеобразных Джекила и Хайда (Тома Паркера и Элвиса). Образ Полковника решён в стиле его повторяющихся камео в жизни Элвиса, и Лурман интересуется внутренним миром Паркера даже меньше, чем Элвисом - после кончины Короля о жалкой жизни и смерти полковника коротко рассказано в заключительных титрах.
А что же мы получаем? Мы получаем основные вехи карьеры Пресли: глубокое влияние черной музыки, блюза и госпел; его прозябание в клубах до подписания контракта с Паркером, затем огромный успех и Элвис-мания, верное решение успокоить представителей морального большинства и отслужить два года в армии; женитьба на Присцилле, спецвыпуск 1968 года «Элвис: телешоу Эн-би-си» и долгое прощание с Вегасом. Хотя Лурман мелкими штрихами показывает страсть Элвиса к молодым геям, в остальном он придерживается очищенной версии сценария. Например, здесь нет такого понятия, как Толстый Элвис. Он остается потным, но достаточно стройным почти до самого конца, когда мы видим аристократический намек на дряблость. Но мы не видим обжорства, огромных гамбургеров или подгузников для взрослых. Режиссёр явно позаботился о том, чтобы зритель не увидел неудач и страданий Элвиса и не имел повода для иронии. А как насчет встречи с единственным президентом США, которым Элвис действительно восхищался - Ричардом Никсоном? По легенде, Короля сердечно приняли в 1970 году в Белом доме, потому что он потребовал от президента действий в связи с увлечением страны дегенеративными леваками, такими как «Битлз». Ничего такого, это не показано.
Баз Лурман показывает нам версию Элвиса, осовремененной либеральной чувствительностью, и делает это врезками - кадрами телерепортажей, сообщающих об убийствах Мартина Лютера Кинга и Роберта Ф. Кеннеди. Но одновременно фильм не показывает настоящие республиканские симпатии Пресли. Также не показана эффектная Энн-Маргрет, его коллега по фильму «Вива Лас-Вегас» - с ней у Элвиса были жаркие тайные отношения около года.
РЕЗЮМЕ: зачем вообще затеяли этот фильм? Ведь ранее вышло около десятка художественных проектов, посвящённых Пресли. И первый был снят Джоном Карпентером всего лишь два года спустя после смерти певца, в 1979 году. Баз Лурман мог поступить нестандартно и сделать картину о ядовитых отношениях «отца» и «сына», полковника Паркера и Элвиса. А как насчет фильма о Полковнике, где Элвис вообще имеет второстепенную роль? Это было бы действительно ново, и Том Хэнкс сыграл бы свою роль превосходно…
СПРАВКА: Том Паркер (настоящее имя Андреас Корнелис ван Кёйк) - американский импресарио голландского происхождения, менеджер Элвиса Пресли. В конце 1920-х годов нелегально переехал на постоянное место жительства в США. Служил добровольцем на Гавайях. Организовывал бродячие цирки, позже переключился на работу с музыкантами. Он помог Джимми Дэвису стать губернатором Луизианы. В качестве награды в 1946 году Дэвис присвоил ему почетное звание «полковника» (почётный титул на Юге США).
К моменту встречи с Элвисом Пресли (1955) был уже известным промоутером: работал с Эдди Арнольдом и Хэнком Сноу. 26 марта 1956 года заключил с Пресли эксклюзивный контракт на управление всеми его делами в области шоу-бизнеса. В том же году Пресли совершил прорыв со своим первым синглом Heartbreak Hotel и стал одним из самых коммерчески успешных артистов в мире. Паркер получал более половины дохода от деятельности певца, что является беспрецедентной цифрой для музыкального менеджера. Полковник отклонял предложения Пресли совершить поездку за границу, вероятно, из-за своего статуса нелегального иммигранта. Он также повлиял на личную жизнь Пресли, включая решения Элвиса пойти на военную службу в 1958 году и жениться на Присцилле Болье в 1967 году.
После этого Паркер редко видел певца, но продолжал занимать руководящую должность до самой смерти Пресли в 1977 году. Всю оставшуюся жизнь Паркер управлял поместьем Пресли, но он опрометчиво продал права на ранние записи Пресли, которые могли бы обеспечить стабильный доход. Между тем, пристрастие Паркера к азартным играм все больше подрывало огромное состояние, которое он накопил, и полковник умер, имея всего 1 000 000 долларов США. 25 июня 1994 года губернатор Невады Боб Миллер провозгласил Днём полковника Тома Паркера в честь его 85-летия.
Николай Лежнев