Ужасная графика и великая ирония...
Создание боевиков - дело дорогое и сложное. Основными элементами таких фильмов всегда выступали отличные спецэффекты, постановка боев и масштабные сцены. Всего этого у «Джиу-джитсу» Димитри Логофетиса нет. Николас Кейдж играет бойца, которого окунули в кислотный чан из сюжетных штампов, плохой постановки драк и отсылок, не имеющих никакой сюжетной важности или обоснования. В главных ролях - Ален Мусси, Фрэнк Грилло, Жужу Чан, Николас Кейдж, Тони Джа, Рэймонд Пингарри, Мэри Макариу, Том Уокер, Джон Д. Хикман, Эдди Стиплз. Хронометраж - 01:42. Рейтинг R (16+). Премьера (мир) - 20.11.2020. Цифровой релиз - 24.11.2020 («Вольга»). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: тысячелетиями наш мир охранял древний Орден боевых искусств. Когда каждые шесть лет на Землю проникала инопланетная раса, он удерживал планету от захвата, но равновесие было нарушено, и очередное вторжение может стать последним. Потерявший память морпех Джейк Барнс (Ален Мусси) должен объединиться с таинственным странником и новым поколением бойцов Ордена, чтобы человечество получило шанс на спасение...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Джиу-джитсу» начинается, как комикс: нарисованные кадры показывают часть Солнечной системы. Камера вместе с кометой двигается в сторону Земли. Таким образом происходит знакомство с главным героем Джейком Барнсом (Ален Мусси). В основе сюжета лежит миф о появлении инопланетянина Бракса, который приходит на Землю каждые шесть лет в поисках достойного соперника. Джейк оказывается избранным воином, который вместе со своим Орденом должен победить враждебное существо, используя джиу-джитсу. Картина основана не на Mortal Kombat, а на комиксе самого Логофетиса (который начинал как сценарист на сиквеле «Кикбоксера», а потом не только написал, но и поставил «Кикбоксер возвращается»). Фильм получил очень плохие оценки: 27 баллов на Metacritic. Рецензенты говорили об ужасном сюжете, плохой операторской работе и неприемлемой графике (и все это действительно присутствует). После просмотра подобных картин всегда возникает вопрос: «А как такое вообще сняли? И, главное, зачем?» Имя центрального персонажа Джейка Барнса совпадает с именем главного героя «И восходит солнце» («Фиеста») — автобиографического романа-манифеста Эрнеста Хемингуэя о потерянном поколении ХХ века. Подобная ссылка неудивительна - режиссер получил хорошее образование в Школе кино и телевидения Университета Лойола Мэримаунт, которая считается одной из лучших киношкол США. Режиссер всю жизнь был связан с боевыми искусствами: черный пояс по тансудо (корейское боевое искусство) и американскому кэмпо каратэ. Само название фильма, «Джиу-джитсу», говорит об одноименном собирательном термине японских боевых искусств - только им можно победить Бракса. В фильме, очевидно, присутствует множество сцен драк голыми руками - не зря же в касте значится Тони Джаа, известный серией фильмов о боевых искусствах «Онг Бак», а также Ален Мусси, работавший с режиссером над перезапуском «Кикбоксера». Графика, звуковое сопровождение и операторская работа оставляют желать лучшего, но, кажется, основа сюжета и месседж фильма заключается не в этом. Иначе сложно объяснить «пластиковые» звуки и анимацию оружия из самого начала фильма и вечно меняющую ракурс камеру: зритель то находится в стороне, то смотрит глазами Джейка, то будто бы сам участвует в сражении.Весь сюжет - это мешанина из образов, сцен и диалогов различных боевиков: в фильме читается атмосфера «Хищника» (охота на пришельца). Много иронии над образом мудреца Уайли, отданного Николасу Кейджу. Его персонаж говорит штампованные фразы в духе «Я тоже летать умею», имея в виду нелепые кувырки в воздухе, которые встречаются в фильмах о боевых искусствах. Изначальная заставка вообще напоминает вступление к фильмам по комиксам Marvel. Кстати, сам персонаж Кейджа выглядит почти как герой Денниса Хоппера в «Апокалипсис сегодня». Главный герой не погружен в историю, зритель вместе с Джейком не понимает, что происходит большую часть времени. Встреча с Браксом и финальный бой в Долине Храмов выступают самоцелью - именно к ней и ведут члены Ордена и Уайли. «Все пути ведут туда», - говорит Уайли (Николас Кейдж) в первой встрече с героем. Даже в конце фильма Джейк до конца не понимает, что происходит, кто он и какова вообще идея его сражения. Все диалоги Уайли с Джейком будто бы намекают на положение самого режиссера при работе над этим произведением (вспомните отсылку к Хемингуэю), а в особенности это проявляется в сюжетном повороте, связывающем этих персонажей. Мотив для создания картины понятен. На вопрос о том, какую самую безумную вещь он сделал ради искусства, Логофетис ответил: «Самый безумный поступок для меня это то, что я занялся фильмом о боевых искусствах в стилистике научной фантастики». Для такого подхода сойдут и дешевая, откровенно плохая графика, и нераскрытые персонажи, и пустые диалоги. Даже вид центрального противника говорит о перемешивании всех образов в одном и несет, скорее, нарицательный смысл. Двуногий пришелец со скрытым лицом, невидимостью, зрением-тепловизором и неубиваемым суперкостюмом - что может быть более универсальным? (Андрей Серафимов)РЕЗЮМЕ: фильм имеет смысл воспринимать только как эссе - личные переживания, путь режиссера, образование и роль боевых искусств в его жизни аккумулировались в «Джиу-джитсу». Образы и методы, которыми Логофетис передает историю, носят исключительно иронический характер. Режиссер сделал фильм в постмодернистском ключе, насмехаясь над классическими образами боевиков и критиками, но при этом оставляя место для передачи собственного опыта и представлении о пути в широком смысле. Поэтому за хорошим фильмом к «Джиу-джитсу» идти не нужно. Обращаться к картине стоит только при желании познакомиться с личностью режиссера - а заодно с категорией «плохо» по всем техническим фронтам и правилам...
подготовил Николай Лежнев