Рецензия на фильм «Дурной глаз» (film Nocebo) (3992)

Больше, чем просто проклятие…

Несмотря на то, что сюжет «Дурного глаза» кажется знакомым и немного предсказуемым, фильм Лоркана Финнегана смотрится с интересом, а типичные приметы жанра и элементы филиппинской традиции (это совместное филиппино-ирландское производство) хорошо сбалансированы. Прежде чем в картине появится сказочное, а вернее, сверхъестественное существо, великолепная Ева Грин своей игрой не даст зрителям заскучать. А затем наступает черёд филиппинской актрисы Чай Фонасье, игра которой стала  настоящим откровением. В главных ролях - Ева Грин, Чай Фонасье, Марк Стронг, Билли Гадсдон, Кэти Бэлтон. Хронометраж - 01:36. Премьера (США) - 04.11.2022. Цифровой релиз - 17.11.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Кристин (Ева Грин) - успешный детский модельер. Ее муж Феликс (Марк Стронг) - уважаемый юридический консультант, а маленькая дочь Роберта (Билли Гэдсдон) посещает престижную частную школу. Однако идеальная жизнь Кристин переворачивается с ног на голову на выставке ее очередной коллекции. В одном из залов перед ней, будто из неоткуда, материализуется собака, покрытая скоплениями клещей. Она начинает отряхиваться перед Кристин, в результате чего большой клещ вцепляется женщине в шею и она падает на землю в истерическом припадке. Когда так же внезапно собака исчезает, эта тревожная галлюцинация оставляет долгосрочные последствия -  у Кристины начинаются потеря памяти, тремор и мучительная боли. Возможно, из-за своего неустойчивого физического состояния женщина даже не помнит, как наняла Диану (Чай Фонасье), приехавшую прямо с Филиппин, чтобы помогать по дому. Парой касаний она избавляет Кристин от кошмаров и дрожи в руках. Но эффект временный и требует повторов. Вскоре ее семья замечает, что, помимо гостьи, в доме поселился кто-то еще...

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: после нашумевшей социальной фантастики «Вивариум» 2019 года,  Лоркан Финнеган возвращается к жанру фильмов ужасов - у него это неплохо получилось в картине «Без имени». Но теперь у ирландского режиссера настоящие звёзды в главных ролях - Ева Грин («Мечтатели», «Казино Рояль», «Город грехов 2») и Марк Стронг («Kingsman: Секретная служба», «Братья из Гримсби»). 

В центре сюжета «Дурного глаза» - отношения между Дианой и Кристиной. С одной стороны, героиня Евы Грин непостоянна и хрупка, а выразительность ее лица, как и жесты французской актрисы, придают неврозу небывалое зловещее очарование. С другой стороны, Чай Фонасье удается показать застенчивость смущенной молодой женщины, одинокой в ​​чужой стране, но это только фасад - ее мимолетный взгляд или почти незаметная гримаса намекают на что-то зловещее.

Магия, а точнее колдовство, сочетается в «Дурном глазе» с признаками психологического триллера, но фильм приобретает новые и экзотические очертания, благодаря оригинальному ракурсу филиппинского сценариста  Гаррета Шанле. «Дурной глаз» опирается на древние традиции и ритуалы, уходящие корнями в местную культуру, что в принципе не ново. Примеров множество, от «Плетёного человека», «Деревни проклятых» и «Солнцестояния», вплоть до менее известного но, возможно, более похожего фильма «Древние ритуалы».
В своей картине Лоркан Финнеган исследует понятие «другой» в мистическом ключе, подобно «Древним ритуалам», но диаметрально противоположным и взаимодополняющим образом. В фильме Кристофера Алендера девушка мексиканского происхождения открывает заново глубокие и темные связи со своей родиной. Однако, в ленте Финнегана, Диана (
Чай Фонасье) воплощает инаковость как возмущение непривычным семейным микрокосмом и, в более общем плане, западной социально-экономической парадигмой. Именно это последнее является одним из самых интересных аспектов «Дурного глаза», позволяя более широкое поразмыслить о капитализме и его разрушительных последствиях. Поверхностность западного человека, его жадность и эксплуатация труда лежат в основе зла, которое распространяется подобно проклятию. И Кристин, не вполне осознавая этого, является виновником несправедливой и бесчеловечной системы, вызывающей катастрофические последствия. Режиссёр в какой-то момент использует в своей картине галлюцинаторный, мистический стиль, что приводит к появлению поразительных сюрреалистических образов. А затем решается на на по-настоящему тошнотворный телесный ужас, достойный фильмов Дэвида Кроненберга…

РЕЗЮМЕ: режиссер Лоркан Финнеган в очередной раз убеждает, что он мастер манипулирования привычным пространством, превращая милое и домашнее в кошмарный лабиринт ужасов. Открытие, к которому в конечном итоге приходит «Дурной глаз», возможно, не так шокирует или удивляет, как предполагали создатели фильма, но путь к нему, безусловно, заставляет задуматься…

Николай Лежнев

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *