Трудно поверить, что “Домино”, последний фильм легендарного Брайана Де Пальмы, когда-то был горячо обсуждаемым проектом. Де Пальма хотел организовать премьеру на Каннском фестивале 2018, но спустя год произошло нечто странное. Постановщик буквально отказался от своего детища, обвинил продюсеров в том, что те отняли у фильма душу и с помощью монтажа создали нечто уродливое. Заметно, как режиссер хотел установить в своем проекте эмоциональные и политические аспекты, однако всё это попросту проваливается - оживленный фильм категории В о муслимах-террористах не повторяет интуитивной кинематографической формы легендарного Де Пальмы. В главных ролях - Николай Костер-Вальдау, Кэрис ван Хаутен, Гай Пирс, Элла-Джун Генрард, Сёрен Маллинг, Паприка Стеэн, Николас Бро, Эрик Эбони, Томас В. Габриэльссон, Якоб Ульрик Ломанн. Хронометраж – 01:29. Мировая премьера – 30.05.2019. Премьера в Украине – 13.06 2019 (Кiномания). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: двое датских полицейских, Кристиан (Николас Костер-Вальдау) и Алекс (Кэрис ван Оутен) пытаются поймать Эзру Тарзи (Эрик Эбони). Ливиец убил при задержании пожилого копа Ларса (Сёрен Маллинг), приходившегося напарником Кристиану и любовником Алекс. Вскоре выясняется, что Эзра собирался выйти на след шейха Салаха Аль Дина, вдохновителя террористических актов ИГИЛ. Люди Аль Дина обезглавили его отца, обычного доктора, и теперь Эзра жаждет мести. Но у Кристина его перехватывают агенты ЦРУ во главе с Джо Мартином (Гай Пирс). Эзра должен помочь им предотвратить теракт на корриде в испанской Альмерии...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: надежда умирает последней, как известно, и на новый фильм Брайана Де Пальмы она возлагалась — особенно после недавней документалки о нем. Казалось, что 78-летний режиссер встряхнется и соберется с новыми силами, несмотря на возраст. Эта надежда рухнула в первые же минуты нового триллера Де Пальмы.
Копы Кристиан (Николас Костер-Вальдау) и Ларса (Сёрен Маллинг) отправляются на вызов о домашнем насилии и встречают в подъезде дома взвинченного заросшего ливийца в окровавленных кедах, а в квартире обнаруживают запасы взрывчатки, хранящейся в ящиках с помидорами. Сюжет в фильме разворачивается с грацией бегемота в посудной лавке, и следить за ним совсем неловко, а пересказывать — тем более. Здесь один из копов забывает свой пистолет у любовницы, жестокий убийца высвобождается из наручников на глазах у опытного полицейского, а агент ЦРУ на вопрос о своей осведомленности отвечает: «Мы же американцы - читаем вашу переписку». То, что пара основных актеров приехала из только что закончившейся «Игры престолов», ни фильму, ни их карьерам тоже не идет на пользу — могли бы и дальше сидеть у себя в Вестеросе. Очень жаль, что в фильме не смогла сыграть, утвержденная вначале, эффектная Кристина Хендрикс (сериал “Безумцы”) – по крайней мере, было бы на что посмотреть. Кэрис ван Хаутен в своем лучшем фильме “Черная книга” тоже выдавала эротические номера, но по фактуре ее с Хендрикс не сравнить. К тому же в некоторых эпизодах она играет на грани гротеска и так таращит глаза, что “Домино”рискует превратиться в трэш-комедию. В этом же ключе сняты ее признания о связи с женатым Ларсом – совместные фото на фоне обоев (!) с видами Парижа и видео, в котором они в постели позируют на камеру (кто их снимал?!). Зато благодаря Кэрис в “Домино” сыграли сразу три международные звёзды – к Николаю Костеру-Вальдау и ван Хаутен присоединился ее муж Гай Пирс (“Чужой: Завет”, “Железный человек 3”).
Режиссер тоже оказался не чужд черного юмора - воины джихада устраивают теракт на кинофестивале, к которым Де Пальма питает давнюю неприязнь (в его фильме «Роковая женщина», например, кинозвезд грабили в туалетах каннского Дворца фестивалей). Во многих отношениях «Домино» напоминает этакий реквием по боевикам прошлого. Де Пальма, судя по всему, хотел представить на экране мир в страхе после 9/11 (к этой теме постановщик, между прочим, обращался в «Без цензуры»). Однако реализовано это, мягко говоря, скромно: выделяется, разве что, фирменная «де пальмовская» сцена с разных перспектив. В остальном же «Домино» представляет собой тоскливый скандинавский нуар, разбавленный стандартными клише об отлове террористов, манипулировании СМИ и ужасных црушниках. Режиссер «Лица со шрамом» и «Прокола» жаловался на проблемы с бюджетом и продюсерские манипуляции с монтажом (фильм укоротили на час экранного времени). Однако из оставшегося на экране слишком мало свидетельствует о том, что будь финансирование в порядке, а продюсеры —более покладистыми, мы бы получили шедевр саспенса. Здесь больше видно желание заслуженного деда на автопилоте врубить однообразный саундтрек от верного Пино Донаджо, выстраивать банальные мизансцены и рассуждать об опасности джихада на языке 20-летней давности. Фильмов под названием «Домино» выходило предостаточно, и в случае с вот этим лучше притвориться, что его не было вовсе— в том числе и самому Де Пальме.
В фильм вложились несколько европейских стран (Дания, Франция, Италия, Бельгия и Нидерланды), видимо рассчитывая на выходе получить завлекательный туристический кино-буклет под стать тем, что снимал Вуди Аллен, когда из родного Нью-Йорка перемещался в Лондон, Рим и Барселону. Испания, где разворачивается большой кусок действия, в проекте не участвовала, очевидно полагая, что, даже если фильм окажется удачным, мало кто захочет поехать туда, где исламские террористы спокойно гуляют по улицам, а полиция всякий раз смотрит в другую сторону...
подготовил Николай Лежнёв