Первоклассный актерский состав во второсортной путанной картине…
Фильм Никласа Ларссона - это сбивающая с толку диковинка. Вроде бы бессвязная, но не совсем безрезультатная комедия-драма рассказывает о распавшейся семье, сплотившейся вместе в силу необычных обстоятельств, которая начинает с чего-то из этого мира, прежде чем с головой погрузиться в сюрреалистическую фантазию. То, что эта картина немного напоминает лучший фильм 2023 года «Все повсюду и сразу», может сподвигнуть зрителей досмотреть ее до конца, но это все равно, что наблюдать за дребезжащим поездом-беглецом, который мчится навстречу катастрофе. В главных ролях - Юэн Макгрегор, Рис Иванс, Тейлор Расселл, Эллен Бёрстин, Лейк Белл, Лара Флинн Бойл, Ф. Мюррей Абрахам, Мар’Куис Вулфорд, Пенелопа Янг, Оззи Дэвидсон, Шелби Ли Паркс. Хронометраж - 01:36. Премьера - 09.09.2023 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 28.06.2024. Оценка www.kino-nik.com 5,5/10
О ЧЕМ КИНО: в забытом богом мебельном магазине Oakbeds берут в заложники роскошный зеленый диван. Нарушитель спокойствия - милая на вид женщина. Она не выставляет условий и категорически отказывается покидать насиженный товар. На помощь отчаявшимся продавцам приходят ее трое взрослых детей, которые терпеть друг друга не могут. Их ждет самое страшное испытание в жизни - откровенный разговор с мамой...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: подобно огромному закрывающемуся мебельному магазину, в котором происходит действие, фильм «Диван для мамы» представляет собой коллекцию интригующих эпизодов, которые по большей части существуют сами по себе или вне контекста, а их потенциал не реализован. Лучшее здесь - роскошный актерский состав. Его возглавляет
Юэн МакГрегор в роли Дэвида, находящегося в стрессе мужа и отца, который пытается, без особой помощи со стороны окружающих, выманить свою мать (накрашенную и хмурую Эллен Берстин ) из торговой точки, где она засела. Гриффит (Рис Иванс) и Линда (Лара Флинн Бойл), брат и сестра Дэвида, а также Белла (Тейлор Рассел) и Маркус (Ф. Мюррей Абрахам), населяют этот своеобразный мир - место, которое не является тем, чем кажется. Что бы ни привлекло в дебютный полнометражный фильм Никласа Ларссона именитых актеров, в готовом продукте это остается неуловимым. Вопросы о нелогичной ситуации, в которой оказались персонажи, появляются, но острой необходимости ответить на них, не возникает.
Адаптируя абсурдистский роман Джеркера Вирдборга «Mamma I Soffa» («Мама на диване»), Никлас Ларссон, шведский актер, ставший режиссером (до сих пор уделяющий особое внимание короткометражкам и рекламе), создал головоломку из повествовательных непоследовательностей и захватывающих образов. Оператор Чейз Ирвин снимает здесь в основном богато оформленные декорации, но также необъяснимым образом сопоставляет калифорнийские локации со сценами осени на Восточном побережье. В финале, после проливного дождя, мы видим Дэвида (Юэн МакГрегор) на фоне неисправной неоновой вывески. Сцена действительно потрясающе красива, но, что характерно для фильма в целом, ее эмоциональное воздействие разбавлено утомительным сумасшествием, которое ее окружает.
Однако начало фильма обещает зрителям ироничный юмор, когда ругаются между собой замотанный Дэвид (Юэн МакГрегор - «На игле»), и его старший брат Гриффит (Рис Иванс - «Аноним»), который чувствует себя по жизни легко и свободно. Дэвид должен ехать на празднование дня рождения дочери, о чем напоминают ему звонки его жены Энн (Лейк Белл), но теперь он должен поменять свои планы. В магазине Oakbeds Furniture его мать заявила, что намерена оставаться на зеленом диване. И, на всякий случай она взяла с собой нож, чтобы отразить любые попытки ее убрать.
Дэвид приходит в черном костюме и галстуке (едва ли это одежда для детской вечеринки), и это первый признак того, что нас ожидают многочисленные метафоры. Некоторые комнаты в Oakbeds, огромном торговом центре посреди парковки на краю света, полностью функциональны и одна из становится для Дэвида местом ночлега, да еще и с домашней едой, приготовленной Беллой (Тейлор Рассел - «Целиком и полностью»), молодой управляющей магазином, с которой флиртует Гриффит. Красивая обстановка и красивые вещи обладают для Дэвида гравитационным притяжением и понятен его срыв, после тяжелого дня и сорванных планов. Гриффит достаточно приятен, в своей небрежной манере, даже несмотря на то, что он когда-то не пригласил брата на свою свадьбу.
Их нервная сестра Линда (Лара Флинн Бойл - «Люди в черном 2») с ее жесткими светлыми волосами и постоянной сигаретой - младшая версия мамаши, которую она презирает. Тем временем Мать (Эллен Бёрстин - «Реквием по мечте») предается ностальгическим воспоминаниям, но эти жалкие капли информации, только подчеркивают бессмысленность сюжета фильма. Двойная роль Ф. Мюррея Абрахама («Амадеус») в роли Маркуса и Марко, братьев-владельцев магазина, зачем-то добавляет эксцентричности. Один брат добрый, другой нет, и ни один из них не выглядит правдоподобным персонажем.
Управляющая Oakbeds Белла, которую Тейлор Рассел сыграла с невозмутимым сочетанием сладости и полного отсутствия приличия, занимает золотую середину между буквальным и фигуральным смыслом в причудливых декорациях мвгазина розничной торговли. Колеблясь между соблазнительностью, невинностью и почти материнской заботой, она становится для Дэвида своего рода терапевтом, констатируя очевидное. «Вы все выглядите такими сломленными», - говорит она о братьях и сестре, и нервная реакция Дэвида является четким показателем того, насколько больно его задевают эти слова...
РЕЗЮМЕ: приятно видеть, как Никлас Ларссон рискует и использует нелинейные способы повествования истории. Однако какую бы интригу ни пытался здесь заварить сценарист-режиссер, фильму очевидно не хватает драматического накала. Несмотря на интересную завязку и запутанность сюжета, картина завершается приглушенным, разочаровывающим аккордом...
Николай Лежнев