Фильмы о том, кто несет больший вред для Земли, люди или роботы, давно уже выделились в отдельный жанр (в этом году должны выйти десять фильмов об искусственном разуме). Режиссер и сценарист, австралиец Грант Спьютор свободно пользуется наработками прошлого – в его ленте легко можно увидеть параллели с лабораторией Umbrella из “Обители зла” и корпорацией Cyberdyne Systems из “Терминатора”. Картина оставляет приятное впечатление. Исполнительница главной роли, 21-летняя Клара Ругор, ни в чем не уступает знаменитой Хилари Суэнк (две премии “Оскар”). Фильм с не самым большим бюджетом, выглядит вполне достойно технически. Поэтому посмотреть его стоит в кинотеатре современного уровня. Например, в “Планета кино” (ТРЦ Blockbuster). В ролях - Джейкоб Нолан (внутри экзоскелета), Хилари Суэнк, Клара Ругор, Роуз Бирн (озвучка). Хронометраж – 01:55. Мировая премьера – 25.01.2019. Премьера в Украине – 20.06.2019 (“Вольга Украина”). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: после глобального вымирания робот в тайном бункере, оснащенном новейшими технологиями, решает задачу заселения Земли заново. Из 60 000 человеческих эмбрионов машина по имени Мать выбирает один, выращивает из него девочку и воспитывает ее с очень конкретными задачами и целями. Но когда Дочь (Клара Ругор) становится подростком, ее начинает интересовать мир за пределами бункера. Именно в это время снаружи в бункер прорывается Женщина (Хилари Суэнк). Она тяжело ранена дроидами, нуждается в медицинской помощи, но категорически отказывается от услуг Матери. Сложную операцию делает девочка. В бункере абсолютно безопасно и питания хватит на тысячелетия, но Женщина стремится назад в заброшенные шахты и пытается убедить Дочь следовать за ней…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фильмы о том, кто несет больший вред для Земли, люди или роботы, давно уже выделились в отдельный жанр — от «Метрополиса» 1927 года до «Матрицы». В этом году должны выйти десять фильмов об искусственном разуме — в том числе и продолжение «Терминатора», одного из самых известных высказываний по теме. Режиссер-дебютант Грант Спьютор очень хорошо понимает, что едет по проторенному пути, но все равно не спешит нажимать на педаль акселератора. «Дитя робота» разыгрывает свои три акта неторопливо, большую часть времени не выходя из одного помещения. Когда в начале фильма девочка и робот-мать ведут диспут о моральных дилеммах выбора и обсуждают труды Иммануила Канта, становится понятно, что перед нами образец умничающей, медитативной научной фантастики.
Интересная аллегория рождается в этом независимом Sci-fi, когда его авторы следуют мысли философа Ника Бострома о том, что искусственный интеллект может привести человечество к апокалипсису из лучших побуждений, слишком буквально поняв поставленную перед ним задачу. Все три персонажа картины, чье оригинальное название, «Я – мать», рифмуется с названием фильма «Я, робот» — женского пола. Дочь, заподозрив Мать в пагубной утилитаристской позиции, пытается вырваться из-под ее жесткого контроля с помощью Женщины, материнской фигуры и воплощения человеческого фактора в фильме. Но возможное появление младшего брата пробуждает материнские инстинкты и в самой Дочери, после чего конфликт мирным путем уже неразрешим. Под видом традиционного Sci-fi нам подаются не только мужские страхи перед матерью, контролирующей каждый шаг и размышления о материнстве, приводящим к разрушениям и ставится знак равенства между женщинами и роботами в их запрограммированности. Мать стремится не просто вырастить новых людей – эти люди должны стать совершенными, а те кто не соответствует заложенной программе, ею уничтожаются. “Я должна была вмешаться и возвысить создателей – скоро этичных и здоровых людей будет больше, чем погибших”.
Этот реакционный и сомнительный месседж фильма контрастирует с его дизайном — стерильные, выхолощенные интерьеры бункера в духе Стэнли Кубрика, плавные наезды камеры, наконец, массивный экзоскелет Матери. Но эти технологические достижения не способны скрыть очень небольшое количество вопросов, которые могут поставить перед нами создатели фильма. На самом деле, вопрос лишь один: почему девочка, воспитывающаяся в отдаленном будущем в полной изоляции, питает такую любовь к ТВ-шоу с актерами-комиками 80-х вроде Стива Мартина и Вупи Голдберг?
РЕЗЮМЕ: в фильме Гранта Спьютора очень многое напоминает о теории Золотого миллиарда, и хотя о этом не говорится напрямую – мгновенное исчезновение человечества, активация убежища сразу после этого события и мощные механизмы, создающие сады и поля на месте выжженной земли, намекает на это. Кажется, что катастрофа была устроена преднамеренно, чтобы жизнь на планете началась с нуля. Мама становится неким богом, позволяющим появиться на свет только самым лучшим. Все это выглядит убедительно, но не отпускает мысль, что кто-то из сильных мира сего может решиться сделать этот первый шаг…
Николай Лежнёв