«Я невиновен, потому что я невиновен»...
Двенадцатый полнометражный фильм за тридцатилетнюю карьеру Седрика Кана - это солидная судебная драма, которая рассказывает о втором процессе над Пьером Голдманом в 1976 году. Французского левого активиста обвиняли в двойном убийстве - по его уверениям, он его не совершал. Режиссер выбирает сухой стиль и размышляет о быстротечности понятия «правда» и его внутренней политической ценности. В главных ролях - Арье Вортхальтер, Джереми Льюин, Артур Харари, Кристиан Мазуччини, Стефан Гуэрин-Тилли, Орельен Шоссаж, Николя Бриансон, Ежи Радзивилович, Хлоя Лесерф, Дидье Борга. Хронометраж - 01:55. Премьера - 18.05.2023 (Каннский кинофестиваль). Премьера (мир) - 27.09.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: отчаявшийся без веры и закона или упрямец, преследуемый полицией и расистским государством? Второй процесс над Пьером Голдманом в 1976 году разделил Францию: крайне левый активист предстал перед судом за четыре грабежа, в одном из которых погибли двое человек. При этом, Голдман вообще отрицал свою причастность к последнему делу. В кратком вступительном эпизоде нам покажут ярость команды адвокатов во главе с Жоржем Кейманом (Артур Харари) - его подзащитный Пьер Гольдман (Арье Вортхальтер) отказывается вызывать свидетелей со словами: «Я невиновен, потому что я невиновен».
А затем действие фильма происходит полностью в зале суда и строго следует только и исключительно показаниям подсудимого и заявлениям прокурора. В одном из самых первых кадров судья обращается к Голдману и просит его вспомнить детство и юность. Вероятно, подавляющее большинство режиссеров «воспользовались бы» этим, чтобы сделать зрителям подсказку. Но Седрик Кан не собирается показывать свое субъективное отношение к происходящему. Что? Ведь даже в документальном кино симпатии или неприязнь авторов можно заметить невооруженным взлядом. Во Франции о процессе Голдмана знает каждый второй взрослый человек, определенное мнение в обществе сложилось, но для зарубежного зрителя подобный режиссера может вызвать дискомфорт.
Получается, что таким выбором Седрик Кан добровольно ослабляет любые зрелищные амбиции для своего фильма - в нем не стоит ожидать неожиданных свидетелей, поразительных опровержений и найденных в последний момент документов.
Во Франции 1976 года точно так же, как и в 2023-м (но не только в ней), все еще господствуют предрассудки. И если ты принадлежишь к определенной этнической или социальной группе, тебя проще представить вором, преступником или убийцей. Голдман осуждает тот факт, что его обвинение основано просто на том, что он еврей, но не делает различий между собой или его креольскими и венесуэльскими друзьями: французская политическая, судебная и полицейская система сразу находит уже при первой же встрече с таким человеком.