Фиби Дайневор покорила сердца зрителей после того, как сыграла роль Дафны (она же герцогиня Гастингс) в драме «Бриджертоны» от Netflix. В фильме Клэр Маккарти «Цветная комната» она преобразилась в Кларису Клифф - девушку, вышедшую из самых низов и ставшую знаменитым художником-керамистом. В главных ролях - Мэттью Гуд, Фиби Дайневор, Рэйчел Шентон, Дэвид Моррисси, Керри Фокс, Бронвин Джеймс, Дарси Шоу, Тони Питтс, Люк Норрис, Карла Вудкок. Хронометраж - 01:48. Премьера (мир) - 12.11.2021. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: 1915 год. Клариса Клифф (Фиби Дайневор), девушка из самых низов, вынуждена бросить школу в 13 лет, чтобы зарабатывать на жизнь тяжелым трудом в гончарных мастерских Стаффордшира. Но судьба распорядилась иначе. Она попросила парня своей сестры принести ей несколько обломков керамики и разрисовала их. Клариссе и парню грозило увольнение за воровство. Но ее талант заметил владелец фабрики Колли Шортер (Мэтью Гуд) и она стала работать «моделистом». Эта работа считалась более квалифицированной и традиционно ею занимались только мужчины. Опытные мастера уверены, что изделия разработанные Клариссой, никто не будет покупать, но все получается с точностью наоборот…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Фиби Дайневор покорила сердца зрителей после того, как сыграла роль Дафны (она же герцогиня Гастингс) в драме «Бриджертоны» от Netflix. В фильме Клэр Маккарти «Цветная комната» она преобразилась в Кларису Клифф - девушку, вышедшую из самых низов и ставшую знаменитым художником-керамистом. Путь Кларисы из заводского цеха к вершинам художественного мастерства рассказан режиссером Клэр Маккарти в ярком и оптимистичном фильме, который, местами, кажется преувеличенно веселым. Но Фиби Дайневор показывает озорство и упорное неповиновение своей героини так достоверно, что поневоле сжимаешь за неё кулачки. Острых углов режиссёр старательно избегает. Здесь даже дым выходит из заводских труб живописными завитками и цвет его можно определить как «благородный каштановый». Только раз, когда Кларисса оставляют ключи от цеха, один из ее коллег произносит: «А что, если она суфражистка?» но звучит это как благодушная шутка.
Кларисса живет в двухэтажном доме с мамой (Керри Фокс) и сестрой Дот (Бронвин Джеймс). Каждую секунду своего свободного времени она рисует: узоры в стиле ар-деко на фарфоре в ярких солнечных вспышках. Мастера старой закалки объясняют почему люди не будут покупать ее дешевую и веселую керамику («Вы обнаружите, что у современной женщины более изысканный вкус!»). Но Кларисса точно знает, чего хотят женщины - в итоге ее коллекция Bizarre была продана более чем в 8,5 млн экземпляров. Фильм чутко улавливает волнение этого победного момента, а игра Фиби Дайневор великолепна.
РЕЗЮМЕ: говоря о своей роли, Фиби Дайневор сказала журналу Vogue: «Клариса Клифф - была настоящей женщиной из рабочего класса, которой пришлось преодолеть множество препятствий, чтобы добраться до самой вершины. Теперь люди во всем мире знают ее имя и повсюду собирают ее изделия. Возможность сняться в фильме о женщине, которая разработала эти невероятные изделия, стала для меня настоящей честью…».
СПРАВКА: Клариса Клифф (1899 - 23 октября 1972) была английским художником-керамистом и работала с 1922 по 1963 год. Вначале она рисовала позолоту на изделиях традиционного дизайна. Затем Кларисса сменила работу, чтобы научиться рисовать от руки, одновременно изучая искусство и скульптуру в Бурслемской школе искусств. В 1916 году она приняла необычное решение и переехала на фабрику AJ Wilkinson в Ньюпорте. Клифф была очень амбициозной и приобрела навыки лепки статуэток и ваз, золочения и ручной росписи посуды. В начале 1920-х менеджер по декору Джек Уокер обратил на Клифф внимание одного из владельцев фабрики, Артура Колли Остина Шортера. Колли Шортер был на 17 лет старше Клариссы. Он тогда был женат, но после смерти жены стал ее мужем. А пока он направил Клифф на обучение в Королевском художественном колледже в Кенсингтоне и в Париж. В 1927 году ей предоставили собственную студию в соседнем здании Newport Pottery, которое Шортер купил в 1920 году. Здесь Клифф разрешили украсить несколько бракованных изделий. Она использовала цвета эмали на глазури, что позволило получить более яркую палитру, чем цвета подглазурной краски. Кроме того, она скрыла недостатки изделий простым узором из треугольников. Вскоре факсимильная подпись Клифф «Ручная роспись причудливой работы Клариссы Клифф, гончарная мастерская Ньюпорта, Англия» стала признаком красивых и модных изделий. Формы для изготовления посуды, начиная с 1929 года, приобрели более «современное» влияние, часто угловатые и геометрические элементы, а некоторые из них позже стали называть арт-деко.
В 1928 году Кларис создала простой вручную нарисованный узор из цветов крокуса оранжевого, синего и пурпурного цветов, каждый цветок был построен уверенными движениями вверх. Рисунок Crocus, сделанный из отдельных мазков, явно был полностью раскрашен вручную, а яркие цвета сразу же стали причиной больших продаж. По мере того, как заказов стало поступать все больше, под верхним этажом здания была открыта отдельная мастерская по раскраске, в которой находился магазин «Bizarre». Двадцать молодых женщин рисовали только крокусы 5 с половиной дней в неделю на протяжении большей части 1930-х годов. К 1929 году команда декораторов Клифф выросла до 70 молодых художников, в основном женщин. В 1930 году Клифф была назначена арт-директором Newport Pottery и AJ Wilkinson, двух соседних фабрик, которые производили ее изделия. Ее работа заключалась в том, чтобы проводить больше времени с Колли Шортером, и это постепенно переросло в роман между ними. Колли Шортер даже зарегистрировал имя Клариссы как автора некоторых изделий и рисунков. Во время наступившей депрессии товары с клеймом Клифф продолжали продаваться в больших объемах по ценам, которые для того времени были очень и очень высокими. Ее изделия линий Bizarre и Fantasque продавались по всей Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке. В Великобритании их продавали во многих ведущих лондонских магазинах, в том числе в Harrods. Клифф придумала множество способов рекламы: демонстрация эскизов в магазине - их представляли самые красивые художники ее студии. А затем у нее и Шортера появилась идея платить знаменитостям 1930-х годов, чтобы они рекламировали эту посуду как в журнальных статьях, так и в крупных магазинах. Среди знаменитостей были актрисы Эдриенн Аллен, Мэрион Лорн, Мари Темпест, ведущий BBC Кристофер Стоун, звезда музыкальных комедий Бобби Хоуз. Даже сэр Малкольм Кэмпбелл, который только что побил мировой рекорд наземной скорости, появился на рекламной акции в отеле First Avenue в Лондоне в 1930 году. Мировое влияние Клиффа стало очевидным из истории, опубликованной в газете Pasadena Evening Post в Калифорнии. На фото была изображена пятифутовая «лошадь», полностью сделанная из причудливой посуды. Именно в этой статье Клифф произнесла фразу, которая стала ее самой известной цитатой: «Я не стану менее художником если я буду делать свою работу весело и с улыбкой. А людей, которые ценят по-настоящему красивые и оригинальные изделия, не испугает невинное дурачество».
Славу и успех Клариссы Клифф в 1930-е годы сейчас трудно полностью оценить, ведь в то время не существовало такого понятия, как «женщина-профессионал». В период с 1928 по 1936 год о Клифф и ее работах были опубликованы 360 статей в отраслевых изданиях, женских журналах, национальных и местных газетах. Для сравнения - за тот же период о Сьюзи Купер, еще одной керамистке, было опубликовано менее 20 обзоров, и все они, кроме одного, появились в отраслевой прессе. В 1940 году, после смерти Энн Шортер, жены Колли, он женился на Клариссе, и она переехала в его дом Четвинд-Хаус. Этот дом искусств и ремесел был спроектирован в 1899 году и был одним из первых заказов для знаменитых впоследствии британских архитекторов Ричарда Барри Паркера и Раймонда Анвина. AJ Wilkinson и их фирма Newport Pottery продолжали продавать посуду под именем Клифф до 1964 года. Смерть Колли Шортера в 1963 году заставила Клифф продать фабрику Midwinter в 1964 году, и она вышла на пенсию, став затворницей…
Николай Лежнев