Рецензия на фильм «Чёрный пёс» (film Gou zhen) (5000)

Портрет маленького человека на сломе эпох…

Режиссёр «Чёрного пса» Гуань Ху до 2024 года считался достойным ремесленником. Достаточно взглянуть на названия картин постановщика — «Я и моя родина», «Подвиг» и «Восемь сотен», — чтобы удостовериться в военно-патриотической специализации автора. «Восемь сотен» о трагическом эпизоде времён японско-китайских сражений 1937 года и вовсе стал лидером родного проката и в ковидный 2020-й смог собрать почти полмиллиарда долларов в прокате. В «Чёрном псе» нет никаких примет патриотического кинематографа. Эта лента — один из приятных сюрпризов года и обязательный фильм для любителей фестивального кино. Китайская картина победила в каннской программе «Особый взгляд». В главных ролях - Эдди Пэн, Сяо Синь, Цзя Чжанкэ, Тун Лия, Чжоу Ю, Ху Сяогуан, Ван Ицюань, Ню Бэнь, Гао Цян, Инь Юаньчжан. Хронометраж - 01:56. Премьера - 18.05.2024 (Каннский кинофестиваль). Премьера мир - 25.07.2024. Цифровой релиз - 05.09.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: лето 2008 года, вот-вот в Пекине начнётся Олимпиада. Молчаливый и хмурый Лан Йонхуэй (Эдди Пэн) провёл восемь лет в тюрьме за убийство, вышел по УДО и вернулся в родной стремительно пустеющий городок на краю пустыни Гоби. Отец бывшего зэка (Гао Цян) находится в перманентном запое, а потому не может ухаживать за мини-зоопарком. Местный криминальный авторитет Ху (Ху Сяогуан), племянника которого отправил на тот свет Лан, считает, что преступник понёс недостаточное наказание, а потому намерен отомстить. Власти города мечтают о развитии экономики и строительстве новых фабрик, но по городу бродят бездомные животные. Лан устраивается в бригаду по отлову собак, но привязывается к красивому чёрному псу, который может быть разносчиком бешенства. За поимку зверя обещают солидную награду…. 
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: для знатоков и ценителей авторских картин не секрет, что современная китайская кинематография сильна и разнообразна. Не новость и громадный разрыв между фестивальными фильмами и шумными дорогущими блокбастерами, которые снимают в Поднебесной. Чаще всего это ещё и военно-патриотические картины, прославляющие победы прошлого. Многие китайские классики, в том числе Чжан Имоу и Чень Кайгэ, в почтенном возрасте переходили в коммерческое кино, но интереснее случаи обратных манёвров.
В «Чёрном псе» нет никаких примет патриотического кинематографа. Наоборот, это социальное кино, критикующее неуёмные экономические амбиции государства, забывающего о простых гражданах. Населённый пункт, куда возвращается после срока за решёткой Лан, покидают местные, оставляя домашних питомцев, которые вынуждены сбиваться в стаи. Получается уэсандерсоновский город собак. По количеству четвероногих друзей на экране с китайским фильмом может посоперничать разве что «Белый бог» Корнела Мундруцо, тоже победитель «Особого взгляда» Канн, только десятилетней давности.  
Гуань медленно панорамирует заброшенные дома, оставленные продуктовые лавки, больницы с зияющими пустыми окнами — всё это побочные явления большого экономического чуда. Китай переходит с тяжёлой промышленности на лёгкую, старые фабрики закрываются, в будущее возьмут не всех. Прогресс приводит к переселению людей, возникают постапокалиптические пейзажи, пустыня вот-вот поглотит вчерашний город.
В фильме много символов, которые режиссёр словно бы случайно разбрасывает по повествованию. Лан сталкивается с ураганом и даже вынужден ночевать в пустыне. Жители городка с нетерпением ждут редкого полного солнечного затмения. Когда зоопарк закрывается, по улицам бродят дикие звери, в том числе тигр. Может сложиться впечатление, что конец света действительно наступает, но на самом деле Гуань фиксирует переход страны из одного времени в другое. И пока все вокруг куда-то спешат и покидают насиженные места, Лан решает, что невозможно всю жизнь убегать.  
«Чёрный пёс» не только говорит о переломном моменте в истории Китая, но и снят на стыке жанров. Неразговорчивый герой с мрачным криминальным прошлым возвращается в город, где предстоит встреча со старыми неприятелями — неовестерн. Заброшенные дома и пустые улицы — постапокалипсис. Плачевное положение разных слоёв населения — социальная драма. Погони за собаками отдают триллером, а ещё в фильме есть мелодраматический сюжет о возникшей симпатии между Ланом и трюкачкой из цирка (Тун Лия). Однако всё равно центральное место занимает дружба двух сильных одиночек — бывшего зэка с туманными перспективами и тощего грэйхаунда, между прочим, самой быстрой собаки на планете.


Единение душ возникает далеко не сразу. Поначалу пёс рычит, кусается или убегает. Именно неуступчивый характер и желание жить привлекают Лана. Лишь совместные передряги сближают человека и животное.
Неслучайно в роли главы службы по отлову собак в кадре появляется Цзя Чжанкэ — любимец фестивалей, самый известный китайский режиссёр «шестого поколения» и мастер социальных драм об изнанке крутых социальных и экономических перемен. Ближе всего «Чёрный пёс» как раз к пронзительным фильмам Цзя. Старый мир рушится, новый не обещает чудес, но можно найти своих и вернуть надежду на счастье. И кто сказал, что это должен быть человек? Иногда жизнь переворачивает встреча с неуступчивым, но верным псом. (Максим Ершов)

подготовил Николай Лежнев 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *