По окончании премьерного показа фильма на Каннском кинофестивале режиссёр Спайк Ли удостоился шестиминутной овации. Но при ближайшем рассмотрении картина, снятая по мотивам реальной истории, напоминает перевертыш знаменитой ленты "Рождения нации" Дэвида Гриффита, которую справедливо заклеймили расистской. В главных ролях - Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Лора Хэрриер, Тофер Грейс, Яспер Пяякконен, Райан Эгголд, Роберт Джон Бёрк, Николас Туртурро, Кори Хоукинс, Алек Болдуин. Бюджет - $15 000 000. Хронометраж – 02:15. Мировая премьера – 14.05.2018. Премьера (РФ) – 04.10.2018. Цифровой релиз - 29.10.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: 1978 год. Рон Сталворт (Джон Дэвид Вашингтон) — первый афроамериканский детектив в полиции Колорадо-Спрингс. Однажды, просматривая одну местную газету, он натыкается на объявление со словами «Ку-Клукс-Клан, для информации связаться по телефону…». Недолго думая, и для того, чтобы проявить себя на службе, он набирает номер, и оставляет послание на автоответчике, что он белый и ненавидит все этнические группы, которые только смог вспомнить. Через какое-то время с ним связываются и приглашают на встречу! Рон продолжает общаться с клановцами а вместо себя засылает в в «Ку-Клукс-Клан» напарника - еврея Флипа Циммермана (Адам Драйвер) потому что он белый…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в 2014 году Рон Сталворт опубликовал свою книгу «Черный клановец», где и рассказал эту удивительную историю. А три года спустя за ее экранизацию взялись небезызвестный американский режиссер Спайк Ли и продюсеры недавно нашумевшего фильма «Прочь». На роль Сталворта был приглашен Джон Дэвид Вашингтон (сериал «Футболисты») — бывший профессиональный игрок в футбол и сын прекрасного актера Дэнзела Вашингтона, с которым в свою очередь Спайк Ли неоднократно работал («Не пойман — не вор», «Малкольм Икс»). Напарника Рона — Флипа Циммермана, которого в итоге и засылают в «Ку-Клукс-Клан», потому что он белый, играет Адам Драйвер («Звездные войны», «Патерсон»). Как и многие другие афроамериканские режиссеры Спайк Ли любит затрагивать тему расовой дискриминации. Воспевает уникальность чернокожего населения Америки, его красоту и самобытность, как например, в сцене лекции Квейма Туре, лидера движения «Черные пантеры». Правда, надо признаться, что снято это просто волшебно. Здесь вообще «Черные пантеры» и активисты за права человека выглядят святыми, а почти все белые — отъявленными подонками «клановцами». На самом деле эта картина не столько о семидесятых и «Ку-Клукс-Клане», сколько о сегодняшнем дне. Афроамериканское население до сих пор борется с превосходством белой расы, как они это называют, и выражает явное недовольство действующей администрацией президента Дональда Трампа. Но в своей борьбе порой доходят и до абсурда. В 2016 году, когда произошел расистский скандал на Оскаре (второй год подряд в основных категориях не присутствовало ни одного афроамериканского актёра или актрисы), Спайк Ли получивший немногим ранее Почетный Оскар (вручается до объявления номинантов, на отдельной церемонии) призвал бойкотировать церемонию. Тем самым создается такое ощущение, что нынешнее белое население США виновато во всех деяниях своих давно почивших предков и даже должно понести за это наказание.
Как бы то ни было, но если не обращать на это внимание (иначе на большую часть американских картин не стоит не ходить), можно получить удовольствие от просмотра. «Черный клановец» сочетает в себе и комедию и драму и просто невероятную, но превосходно рассказанную историю. Да и все-таки тема прав человека касается не только афроамериканцев. К примеру, герой Адама Драйвера тоже столкнется с ненавистью по отношению к себе. Ко всему прочему кинематографисты максимально реалистично воссоздали атмосферу 70-х годов. Оператор Чейзи Ирвин (визуальный альбом Бейонсе «Лимонад») снимал на классическую 35-миллиметровую пленку и черпал вдохновение в классических картинах того времени. Натурные площадки, декорации, костюмы, прически и аксессуары создают не просто эффект погружения в эпоху 70-х, а оставляют впечатление будто это и есть 70-е. Герои слушают музыку и обсуждают фильмы тех лет, в особенности блэксплотейшн, что тоже придает колорита. Вот, только, показывая кадры из "Рождения нации" - глядите, мол, какая чудовищная гадость, - Спайк Ли параллельно занимается тем же самым, за что фильм Дэвида Гриффита справедливо заклеймили расистским. Черные у него все белые (простите за каламбур, очень трудно удержаться) и пушистые няшки, а белые - сплошь недалекие реднеки. Но и этого мало. Весь юмор, стильные референсы к жанру блэксплотейшн и другие положительные моменты, которые в фильме, справедливости ради, есть, захлебываются в топорной сатире и утомительном пафосе длинных монологов, сводящихся к лозунгам: негры страдали, негры страдают, ксенофобии вот этой вот не потерпим. Вроде кино посмотрел, а ощущение, как будто посетил сходку неравнодушной либеральной общественности в защиту всего либерально-хорошего против всего антилиберально-плохого…
РЕЗЮМЕ: смотреть эту картину или нет решать только вам, как в прочем, и что в ней увидеть. Однако, этой весной на Каннском кинофестивале, «Черный клановец» удостоился Гран-при, второй по значимости награды, а по окончании премьерного показа фильма на Каннском кинофестивале режиссёр Спайк Ли удостоился шестиминутной оваци
подготовил Николай Лежнев