Рецензия на фильм «Чёрный чай» (film Black Tea) (5074)

Торговец из Китая и сбежавшая невеста из Африки ищут любовь на дне чашки чая… 

«Черный чай» – новая работа Абдеррахмана Сиссако, обладателя призов Каннского фестиваля и номинации на «Оскар», мавританского режиссера со вгиковским образованием. Режиссер продолжает исследовать тему мультикультурности, на этот раз в декорациях торгового квартала в китайском городе Гуанчжоу и на примере торговца чаем и африканской мигрантки. В главных ролях - Нина Мелу, Чан Хань, У Кэси, Майкл Чан, Пей-Йен Ю, Вей Хуанг, Жаклин Чжу, Вей-Хуа Чианг, Эмери Гахурани, Бернар Мландво Мланга. Хронометраж - 01:50. Бюджет €6 360 000. Премьера - 21.02.2024 (Берлинский кинофестиваль). Премьера (мир) - 28.02.2024. Цифровой релиз - 17.10.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Айя (Нина Мелу) сбежала из родного Кот-д’Ивуара и с собственной свадьбы в Китай. На улицах Гуанчжоу зритель видит ее не испуганным новичком, только перебравшимся в новую страну, а уже влившейся в особый ритм здешней жизни. Она свободно говорит по-китайски, обзавелась знакомыми как из местных, так из обширной африканской общины, работает в чайном магазине. Его хозяин Цай (Чжан Хань) не только продает элитные и редкие сборы туристами, но и сам работает на плантации, а также проводит изысканные церемонии, тонкостям которых по вечерам обучает и Айю. Между мужчиной и женщиной зарождаются отношения, однако прошлое Цая становится барьером. И осязаемым – в лавке работает его сын (Майкл Чан) от первого брака, сюда же захаживает и бывшая жена (У Кэси) – и незримым в виде живущей в Кабо-Верде, где когда-то работал мужчина, его уже повзрослевшей дочери.  
На экране возникает совершенно непривычный Китай – огромный Гуанчжоу сужается до одного странного, многонационального торгового квартала, где соседствуют африканские парикмахерские, магазин с чемоданами, чайный салон, забегаловки с лапшой и развалы с одеждой. Здесь говорят на разных языках, полиция неспешно патрулирует переулки, все знают друг друга, невольно заглядывая в окна соседей, до которых буквально рукой подать. Конфликты, неизбежно возникающие в подобном культурном «котле», Сиссако непривычно для себя не выпячивает, проговаривая между делом и между строк, а то, что вырывается наружу, вроде разговора сына Цая с его консервативными бабушкой и дедушкой, смотрится искусственным и надуманным, для красного словца.


«Котел» этот не кипит, не бурлит. Несмотря на оживленность и густонаселенность, ритм жизни в районе неспешен, совсем как чайная церемония – процесс медитативный и почти интимный. Так и люди – как чаинки кружатся на дне чашки. Куда более острым углом выпирает романтическая линия, которая обнажает такие разные и такие в то же время похожие и причудливо переплетенные истории главных и второстепенных героев. Девушек, уехавших с родины в поисках себя и свободы, мужчин, оставивших за плечами багаж неудавшихся отношений, молодежи, ищущей свое место в жизни. За мнимым спокойствием чайного мастера Цая – страстная натура, за ищущей умиротворения в переливании напитка из чайников в пиалы и чашки нынешней Айей – все та же бунтарка Айя из прошлого, не забывшая предательства жениха и не готовая мириться с ничьими скелетами в шкафах.


Чем дальше, тем больше история напоминает какой-то сон. О встрече с дочерью, о свидании с бывшей женой, одетой в то же платье, что и новая возлюбленная, о возвращении домой, где снова придется отвечать, согласна или нет. Фоновый шум чужих историй и судеб мешает услышать, но в то же время обостряет слух, лабиринты улиц и комнат в китайском ресторане, куда Айя и Цай ходят на свидания, то ли заводят в тупик, то ли ведут туда, куда нужно. Финала нет, ведь жизнь случается – и продолжается… (Наталия Григорьева).
подготовил Николай Лежнев 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *