Страшная немецкая сказка о падении вымышленной греческой секты…
Автор фильма Никиас Криссос - немецкий режиссер с греческими корнями. Вероятно, поэтому в изобретенном им культе причудливо сплелись греческая мифология и германский эпос. Персонажи облачаются в белоснежные хитоны, гуляют на фоне античных колонн и мечтают попасть в Элизиум, обитель душ блаженных. «Чистому месту» есть чем похвастаться. В первую очередь упоминания заслуживает замечательный оператор Йоши Хеймрат, в прошлом году получивший премию Немецкой киноакадемии за новую экранизацию романа Альфреда Деблина «Берлин, Александерплац». В главных ролях - Сэм Лаувейк, Грета Бохачек, Клод Хайнрих, Даниэль Штрассер, Даниэль Фрипан, Вольфганг Кечор, Лена Лауцемис, Мариэлла Жозефин Оманн, Чара Мата Гианнату, Адриан Фрилинг. Хронометраж - 01:30. Премьера (мир) - 04.07.2021. Премьера (РФ) - 29.07.2021. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: на уединенном греческом острове обосновалась община, которую возглавляет некто Фуст (Сэм Лаувейк) - импозантный седовласый господин в черных очках и белых одеждах. Его последователи помешаны на идее чистоты и поделены на два неравных класса. Есть условные «господа», которым дозволено мыться в бане и беседовать с харизматичным лидером, и условные «рабы», которые живут под землей, ходят с черными от грязи лицами и весь день варят для обитателей верхнего этажа мыло. По неизвестным причинам большинство «рабов» – это дети и подростки. Фуст иногда наблюдает за ними, и однажды его внимание привлекает Ирина (Грета Бохачек) - необычная девочка с ангельской внешностью. Он забирает ее из мыльного подвала наверх, делает частью своего ближнего круга и даже дает ей роль в пьесе, которую ставят в честь гуру его самые рьяные сторонники. На нижнем этаже Ирине приходится оставить младшего брата Пауля (Клод Хайнрих). Мальчик отчаянно ревнует сестру к престарелому покровителю и тихо копит недовольство: он понимает, что в сложившемся порядке вещей нет никакой справедливости… ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: автор фильма Никиас Криссос - немецкий режиссер с греческими корнями. Вероятно, поэтому в изобретенном им культе причудливо сплелись греческая мифология и германский эпос. Персонажи облачаются в белоснежные хитоны, гуляют на фоне античных колонн и мечтают попасть в Элизиум, обитель душ блаженных. В то же время главный актер местного театра и любимец Фуста носит имя Зигфрид - как герой «Песни о Нибелунгах». Эта деталь сразу дает понять, что зритель имеет дело не с безобидными фанатами Древней Греции, а с тоталитарной сектой, в которой людям просто промывают мозги.«Чистому месту» есть чем похвастаться. В первую очередь упоминания заслуживает замечательный оператор Йоши Хеймрат, в прошлом году получивший премию Немецкой киноакадемии за новую экранизацию романа Альфреда Деблина «Берлин, Александерплац». В той картине Хеймрат превратил современную столицу Германии в неоновую преисподнюю, сводящую героев с ума. Здесь же он вместе с Криссосом создает мир «верхний» и мир «нижний» - два царства, в первом из которых персонажей (а вместе с ними и зрителей) мучает какая-то почти невыносимая симметрия каждой сцены, а во втором - жесткая клаустрофобия.Идеально подобран исполнитель главной роли: бельгийский актер Сэм Лаувейк в лучшие моменты напоминает великого Кристофера Ли. Отлично справляются и дети. Они, кстати, не новички: Грета Бохачек мелькала в недавней «Суспирии» Луки Гуаданьино, а Клод Хайнрих играл детскую версию Истока (или Человека без имени) в третьем сезоне немецкого сериала «Тьма».На этом все хорошее и заканчивается. Фильму не хватает либо жанровой определенности, либо авторской смелости. «Чистое место» пытается быть одновременно и хоррором о жутковатой общине в духе «Плетеного человека» и «Солнцестояния», и философской притчей о податливости человеческого сознания - здесь Никиас Криссос явно берет пример с Йоргоса Лантимоса, главного из современных греческих режиссеров (если вы видели его «Клык», то без труда проведете нужные параллели). При этом в немецкой картине нет ни одной по-настоящему пугающей сцены, а вся философия сводится к нехитрой идее о том, что оковы любой диктатуры рано или поздно падут под напором очнувшихся от гипноза сопротивленцев. (Ксения Реутова)РЕЗЮМЕ: впрочем, тем, кто соскучился по ритуальным кошмарам или по абстрактным историям об абсолютной власти, даже такой суррогатный продукт вполне может скрасить вечер. Нового «Солнцестояния» на горизонте все равно не видно, а Лантимос, кажется, окончательно расстался с родной Грецией ради англоязычного кино. Свято место пусто не бывает - и вот уже греческие острова снова заселены.
подготовил Николай Лежнев