Испанец, который испугал нью-йоркский Citibank…
В 2007 году вышел документальный фильм об испанском Робин Гуде - его называли также «Дон-Кихотом, который «..сражался не с ветряными мельницами, а с настоящим великаном…». Анархист Лусио Утурбия грабил банки и подделывал документы в 60-70-х годах прошлого века. Он умер в 2020 году в возрасте 89 лет. Теперь настало время и для художественного фильма, авторства Хавьера Руиса Кальдеры. В главных ролях - Хуан Хосе Бальеста, Луис Кальехо, Лиа О’Прей, Мики Эспарбе, Александр Блази, Бен Темпле, Ана Мария Польвороса, Фред Татьен, Хосеан Бенгоэчеа, Хуан Оливарес. Хронометраж - 01:51. Цифровой релиз - 30.12.2022 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Лусио Уртубия (Хуан Хосе Бальеста) с раннего возраста знал, что полагаться он может только на себя. Потому что, когда его отец серьезно заболел и им срочно понадобилась помощь банка, им отказали в кредите его. Испанец, теперь уже выросший и проживающий во Франции, никогда не забывал этого случая. Он знакомится с анархистами, которые увлекательно рассказывают ему о своих целях. Свой первый опыт контрабанды Лусио получил еще во время службы в армии. А теперь его мишенью должны стать банки. Его вдохновляет пример Кико Сабате (Мики Эспарбе), который неоднократно грабил банки, чтобы раздать деньги беднякам...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: тот, кто грабит других, обычно считается плохим человеком. Но в последние годы в кино появилось так много исключений из правил, что скоро ограбление ради банальной наживы окажется редкостью. Можно ещё понять проекты вроде недавней «Скорой» с Джейком Джилленхоллом, когда деньги были срочно нужны для лечения ребёнка. Но не первый раз выходят фильмы, в которых воры внезапно становятся чуть ли не героями, как например, блокбастер «Одиннадцать друзей Оушена», где зрители поддерживают банду вопреки здравому смыслу. Или «Ограбить Муссолини», где предполагается ограбление не кого иного, как дуче. Если режиссеры хотят перестраховаться, чтобы у зрителей не возникло моральных сомнений, им ничего не остаётся как переносить на большой экран стандартный бюджет о Робин Гуде. Так произошло с фильмом Хавьера Руиса Кальдеры «Человек действия», который напоминает о реальной истории самопровозглашенного благодетеля Лусио Уртубиа, несмотря на привычные драматизацию и сокращения. Это означает, здесь не будет уникальных банковских сейфов и хитромудрых, высокотехнологичных способов грабежа. Все происходит довольно просто. Но не менее успешно. Впечатляет смелость и даже бесшабашность группы анархистов, выступающей против заклятого врага - несправедливой, по их мнению, банковской системы. Режиссеру удается поддерживать тонкий баланс между симпатией к главным героям и неприятием того, чем они занимаются.
Хуан Хосе Бальеста играет сурового, сильного Лусио. Его лицо излучает решимость - этот человек может пойти на все, чтобы свергнуть власть имущих. Лиа О'Прей играет его прекрасную жену Энн, которая время от времени возвращает Лусио к реальности. Жаль, что ее роль в фильме совсем небольшая, ведь «Человек действия» не имеет времени отвлекаться на романтику или драму. Не следует возлагать слишком большие надежды на то, что фильм затрагивает моральные проблемы. «Человек действия» не очень хочет ввязываться в дискуссии - он ограничивается описанием жизни главного героя. Это тоже достаточно интересно, ведь фильм работает, по крайней мере частично, как портрет времени. Но в байопике отсутствует какой-либо анархический дух, он довольно консервативен, а местами и многословен…
СПРАВКА: жизнь Лусио Уртубии Хименеса (1931–2020), анархиста из Наварры на севере Испании, стала легендой. Будучи активистом в Париже 1950-х годов, он считал Андре Бретона и Альбера Камю своими друзьями, сотрудничал с легендарным партизаном-анархистом Франсиско Сабате (Эль Кико) в попытке свергнуть фашистский режим Франко и совершил многочисленные ограбления банков, чтобы финансировать борьбу за освобождение Испании. В 1977 году, после того, как его план по дестабилизации экономики США путем подделки долларов США, был отвергнут Че Геварой, он успешно подделал дорожные чеки Citibank на 20 миллионов долларов, чтобы финансировать отряды анархистов в Европе и Латинской Америке. Он участвовал в похищении нацистского военного преступника Клауса Барбье в Боливии, помог сбежать из США «Черным пантерам» и, что неудивительно, стал мишенью ЦРУ. Лусио Утурбия говорил: «Мы каменщики, маляры, электрики - нам государство не нужно. Банки - вот настоящие мошенники. Они эксплуатируют вас, забирают ваши деньги и благодаря им происходят все войны».
О Лусио Утурбия есть несколько совершенно разных мнений.
Во-первых, это мнение известного испанского театрального режиссера Альберта Боадельи, основателя театральной группы Els Jonglars, чей побег из Испании в конце 1970-х организовал Лусио. Боаделла описал его как «Дон Кихота, который боролся не с ветряными мельницами, а с настоящими гигантами…»
Второе - главного суперинтенданта французской полиции Поля Барриля, который описал Лусио как криминального авторитета, подобно какому-нибудь новоявленному Монтекристо или Мориарти. У него был доступ к большим деньгам из международного анархистского боевого фонда, направленных на финансирование терроризма и агитацию против установленного порядка во всем мире…
Третье мнение состоит в том, что следователь в последнем и крупнейшем уголовном деле против Лусио - Луи Жуане, возмутил комиссара Барриля, когда сказал, что он Утурбия явлеятся настоящим патриотом. Жуане, кстати, стал позднее Генеральным адвокатом кассационного суда. Он дважды приглашал Лусио на обед, сначала в Матиньон, который является французским эквивалентом Даунинг-стрит, 10, а затем в Елисейский дворец, французский эквивалент Букингемского дворца…
Ни одно из этих мнений точно не отражает этого человека, уж точно не мнение комиссара Барриля - он сильно преувеличивал роль Лусио как самого опасного преступника, чтобы повысить свой профессиональный статус. Что касается сравнения Лусио с Дон Кихотом, то Дон Кихот был одиночкой и потерпел неудачу. Лусио, однако, не сумасшедший и не одиночка. Мнение Луи Жуане о Лусио, пожалуй, наиболее близко к познанию сущности Лусио, поскольку он видит в нем человека великодушного духа, ценящего свободу и справедливость превыше всего, даже выше собственной жизни….
Николай Лежнев