Документальный фильм Урсулы Макфарлейн — краткая история становления продюсера в киноиндустрии, его успешного периода работы над бесчисленным рядом уже ставших классикой фильмов и длинная история многочисленных грязных дел, связанных с ним. Сам «герой» в кадре, естественно, не появляется, зато дают интервью обвиняющие его актрисы разной степени известности, журналисты, занимавшиеся расследованием сексуального скандала, и бывшие коллеги по студии Miramax. Голос виновника документального фильма мы только слышим, иногда видим архивные фото с ним, иногда хронику. Права ответить у него нет, он уже осуждён. В Киеве звездный допремьерный показ состоялся в кинотеатре Cinema Citi (ТРЦ Ocean Plaza). Первые зрители смогли оценить этот фильм в зале N1, в котором используется лазерный проектор Barco DP4K-32B. Вместе с экраном Clarus XC с новой технологией покрытия 4-го поколения, они обеспечивают максимальную яркость и ошеломляющую передачу цвета. В главных ролях - Харви Вайнштейн, Розанна Аркетт, Хоуп Эксинер Д’Амор, Пас де ла Уэрта, Кэйтлин Дюлэйни, Ронан Фэрроу, Луиз Гудболд, Наннетт Клатт, Эрика Розенбаум, Джон Шмидт. Хронометраж – 01:38. Мировая премьера – 25.01.2019. Премьера в Украине – 22.08.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: начать придётся с фактов, хотя все они находятся в свободном доступе на просторах глобальной сети. В октябре 2017 года практически одновременно The New York Times и The New Yorker выпустили расследования о сексуальных домогательствах к актрисам со стороны продюсера Харви Вайнштейна. Десятки актрис обвинили одного из некогда самых влиятельных людей в индустрии в домогательствах, принуждениях к сексу и изнасилованиях. В мае 2018 года Вайнштейна арестовали и доставили в суд, где он выслушал предъявляемые ему обвинения, уплатил залог в размере 1 млн. долларов и вышел на свободу. Суд над бывшим главой Miramax ещё предстоит.
Падение Вайнштейна началось раньше, но нижней точки достигло пару лет назад. Оно породило эффект Вайнштейна — феномен массовых частных публичных обвинений в сексуальных домогательствах и нападениях в адрес знаменитостей, а также стало отправной точкой движения #MeToo. Выбранная Урсулой Макфарлейн тема актуальна как никогда и полностью соответствует сегодняшней повестке, но залог ли это удачного фильма? Возможно, представленная история даже слишком известна.
«Быть Харви Вайнштейном» — краткая история становления продюсера в киноиндустрии, его успешного периода работы над бесчисленным рядом уже ставших классикой фильмов и длинная история многочисленных грязных дел, связанных с ним. Сам «герой» в кадре, естественно, не появляется, зато дают интервью обвиняющие его актрисы разной степени известности, журналисты, занимавшиеся расследованием сексуального скандала, и бывшие коллеги по студии Miramax.
Голос виновника документального фильма мы только слышим, иногда видим архивные фото с ним, иногда хронику. Права ответить у него нет, он уже осуждён. В этой однобокости и есть главная беда ленты Макфарлейн. Как из серии интервью, из говорящих голов сделать полную саспенса историю? Как приковать зрителя к экрану, когда, кроме слов, ничего не увидеть и не услышать? В этом и кроется мастерство документалиста. В твоих руках уже может быть захватывающий сюжет, но ты всё равно можешь его испортить.
Нет никаких сомнений в виновности Харви Вайнштейна, нет никаких сомнений, что жертвы его деяний должны быть услышаны. Но при этом на выходе можно получить фильм, а можно серию телевизионных интервью, которым уготовано сладкое место в какой-нибудь из программ на канале HBO или Showtime, да ещё и без какой-либо эксклюзивности и новой информации. Где деньги, там власть и злоупотребление ей. В любой индустрии может быть свой Вайнштейн, и от этого нет другого спасения, кроме как огласки. Жертвы кинопродюсера, пусть и спустя годы, нашли в себе силы заговорить и ответить обидчику.Вайнштейн и Мэрил СтрипВайнштейн и Пас Де ла УэртаВайнштейн и Гвинет Пэлтроу
Этими нехитрыми мыслями и ограничивается американская постановщица. А ведь можно было подробнее остановиться на изначальной зависимости актёров и актрис от продюсеров, рассказать о тёмной стороне американской мечты и её подмножества — мечте о карьере в Голливуде, о прямой корреляции между успешностью карьеры и летящими в твой адрес обвинениями (справедливыми или нет). Тот же бывший глава Miramax получил свою дозу ненависти и обвинений по праву, но в тот момент, когда и его продюсерская деятельность медленно, но верно шла ко дну. Ещё большее поле для обсуждения — психологическая сторона домогательств.
Существуют две огромные подкатегории скучных, правильных, но нужных документальных картин: одни воспевают либо героев страны или всего человечества, либо какое-то прорывное достижение; другие клеймят антигероев нашего времени или прошлого, а также рассуждают о причинах и последствиях той или иной трагедии. Все они сопровождаются комментариями действующих лиц, экспертов и журналистов. В центре внимания могут быть интересные истории, но выбранная тональность повествования сильно ограничивает документалистов, ведь никаких промежуточных оттенков быть не может — либо чёрное, либо белое. Такой жанр не подразумевает глубокого анализа, оперирует фактами и похож на огромную визуально оформленную журналистскую статью. Объяснить, зачем нужно смотреть фильм «Быть Харви Вайнштейн», а не прочитать на ту же тему статьи в The New York Times и The New Yorker, невозможно. Художественная ценность, кажется, просто осталась за скобками интересов режиссёра… (Максим Ершов)
РЕЗЮМЕ: на фестивале «Сандэнс» в этом году рядом показывали «Быть Харви Вайнштейном» и «Покидая Неверленд» Дэна Рида. Обе картины посвящены ужасной правде о знаменитостях. Гораздо более шокирующий эффект оставляет лента Рида, в том числе из-за того, что жертвами Майкла Джексона были дети, а также из-за эксклюзивности материала. Британский постановщик рисует более объёмную картину, балансирующую на грани психологической драмы и триллера. Этих высот не достигает Урсула Макфарлейн. Безусловно, если ничего не знать о скандале, связанном с вынесенным в заглавие героем, лента Макфарлейн расскажет вам много нового. Если же за этой историей вы следите давно, то на новые факты рассчитывать не стоит. Одной актуальностью и правозащитной повесткой сыт не будешь.
подготовил Николай Лежнев