В любом виде спорта непременно присутствуют противостояния, которые со временем получают статус "легендарных" и в теннисе таковым стало соперничество хладнокровного шведа Бьёрна Борга и импульсивного скандалиста Джона МакИнроя. Датский режиссер Янус Мец Педерсен, с большей симпатией показал, разумеется, скандинава. Но сыгравший американца, Шайа ЛаБаф традиционно с головой погрузился в проект, который посчитал очень личным для себя, ведь, как и МакИнрой, актер часто оказывается не понятым окружающими. В ролях - Сверрир Гуднасон, Стеллан Скарсгард, Тува Новотны, Роберт Эммс. Бюджет - SEK 65 000 000 (8 млн.$). Хронометраж - 01:47. Мировая премьера - 07.09.2017. Премьера в Украине - 12.10.2017. Оценка www.kino-nik.ru 5/10
О ЧЕМ КИНО: 1980 год, Лондон. На очередной Уимблдонский теннисный турнир в качестве двух главных фаворитов приезжают швед Бьерн Борг (Сверрир Гуднасон) и американец Джон МакИнрой (Шайа ЛаБаф). За плечами Борга четыре предыдущих кубка, за свое хладнокровие и несокрушимость он получил прозвище Айсберг, Бьерн кумир публики и любимчик репортеров. МакИнрой – восходящая звезда, эпатирующая публику в каждой своей игре. Журналисты называют его "капризным мальчишкой", за споры с судьями Джон постоянно получает штрафы, а счет сломанным им в порыве гнева ракеткам идет на десятки, но именно ему специалисты пророчат большое будущее. Два противоположных темперамента, две непохожие судьбы, две яркие индивидуальности, чьи нервы натянуты сильнее струн, сходятся в главном матче турнира, в поединке, которому суждено стать одним из самых известных спортивных событий ХХ века...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в любом виде спорта непременно присутствуют противостояния, которые со временем получают статус "легендарных": шахматные баталии Карпова и Каспарова, футбольное Эль-Классико Барселоны и Мадрида, догонялки Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена, ледовые сражения сборных СССР и Канады – можно бесконечно вспоминать пары, анонс встречи которых вызывал неизменный зрительский ажиотаж. В большом теннисе таких коллег-противников было особенно много – на звание Первой ракетки мира всегда претендует два-три человека, и встречи между ними порой становились событиями номер один для болельщиков во всех уголках планеты. Казалось бы, яркие спортивные события, окружающие теннисные корты и проникающие на площадку, – идеальная тема для фильма, но не тут-то было. Картин о профессиональном теннисе преступно мало, однако есть надежда, что выход на экраны драмы "Борг/МакИнрой" ситуацию переломит. Поскольку в отличие от дурашливой комедии "Семь дней в аду", фильм Януса Меца Педерсена - это серьезное кино.
Что такого важного в соперничестве Бьерна Борга и Джона МакИнроя, ведь они были далеко не первыми непримиримыми противниками на корте, им не принадлежат какие-то «вечные» рекорды, а для многих сегодняшних зрителей 1980-й – это буквально прошлый век, поросший мхом и пылью. Легендарность противостояния Борг-МакИнрой имеет два важных аспекта, которые выделяют его в череде других: во-первых, лучший из них так и не выявлен, а во-вторых, их соперничество не было только лишь теннисным – Бьерн и Джон были настолько непохожими людьми, что теннис являлся лишь вишенкой на торте противопоставления темпераментов, взглядов на жизнь, характеров и манер. Мячи и ракетки лишь стравливали пар этого соединения огня и льда.
И вот на этом месте стоит обязательно отметить задумку сценариста Ронни Сандаля – он не стал посвящать фильм только лишь своему соотечественнику, хотя событий в жизни и карьере Бьерна Борга хватило бы на добрый сериал. Фильм фактически упирается в один-единственный день в жизни Борга, но этот день не мог быть прожит так ярко без появления в нем МакИнроя. Именно из соединения двух героев получается захватывающая картина, в которой проявляются лучшие и худшие черты характера, где всплывают старые страхи и возвращаются старые болячки, где лучшие друзья не могут тебя понять, а самым близким и искренним человеком оказывается соперник по ту сторону сетки. И кино работает, от происходящего на экране невозможно оторваться.
Нет, фильм, разумеется, не без изъянов – временами режиссер Янус Мец Педерсен перегибает с драматизмом, не слишком равномерно и недостаточно тонко в повествование вплетены флешбэки главных героев, да и, чего уж скрывать, Борг явно показан более выпукло, но фильм от этого не заваливается в банальный рассказ о тяжелом детстве, выковавшем героя. Скорее "Борг/МакИнрой" говорит о том напряжении, которое присутствует в жизни каждого серьезного спортсмена, о том, чего стоит каждое выигранное очко, каких нервов стоит любой кубок, что приходится переживать близким в моменты кульминационных матчей. И конечно, это кино о том, что игра – это всего лишь игра. Из Борга и МакИнроя журналисты всю жизнь пытались сделать непримиримых врагов, но, поскольку только они могли по-настоящему понять друг друга, Джон и Бьерн стали закадычными друзьями.
РЕЗЮМЕ: фильм стоит посмотреть не только поклонникам тенниса, хотя игровые моменты показаны в картине очень живо и энергично, "Борг/МакИнрой" – это не о спорте, а о людях, отдающих себя делу без остатка и оттого часто страдающих. Такие таланты часто вспыхивают рано и ярко, но быстро сгорают вне зависимости от того, сдерживают ли они эмоции где-то глубоко внутри или выплескивают их в мир с каждым ударом по мячу. Лента заряжает энтузиазмом и энергией побед – после нее ни одно препятствие уже не кажется непреодолимым. Сегодня не получится – через год прорвемся обязательно...
ИНТЕРЕСНО: соперничество МакИнроя с Боргом окончилось вничью (7-7). Бьорн Борг вышел на пенсию в 27 лет. Личная жизнь спортсмена стала достоянием общественности, когда его первый брак с теннисисткой Марианой Симанеску закончился разводом, после публикации сообщения о рождении внебрачного сына Борга от модели Яники Бьорлинг- Робина. Последовал ещё один неудачный брак с итальянской певицей Лореданой Берте (1989-93), отношения с бывшей женой Мика Джаггера. Джон Макинрой, в котором сочетались игровой талант и взрывной темперамент, не пренебрегал грязными методами психологической войны на корте. Почти все его соперники сходятся во мнениях, что его скандальное поведение было продиктовано не капризами безумного гения, а холодным тактическим расчётом. Окончание профессиональной карьеры совпало для Макинроя с концом его первого брака — Татум О’Нил ("Бумажная луна" - Обладательница премии Оскар-1974, самая молодая актриса, награждённая этой премией - в возрасте 10 лет), от которой он требовал сидеть дома с детьми вместо возобновления экранной карьеры, подала на развод, который был официально оформлен двумя годами позже. В 1997 году он женился на певице
Всеанглийский клуб, один из объектов экспозиции — раздевалка, восстановленная в том виде, в каком она была в 1980 году, экскурсию по раздевалке ведёт "призрак" Макинроя — голографическое изображение, проецируемое с помощью специальной аппаратуры.
Николай Лежнев