Хулиганский шабаш Тима Бертона…
Народная примета: если Венецию заполонили туристы не в карнавальных костюмах и расписных масках, а с заспанными лицами и бейджами на груди, значит, начинается Мостра - один из главных европейских фестивалей. На открытии ставка была сделана на старых знакомых и жанровые радости без угроз: первым показом стал «Битлджус Битлджус» сиквел паранормальной сказки Тима Бертона о полтергейсте-биоэкзорцисте со скверным характером (Майкл Китон). В главных ролях - Дженна Ортега, Моника Беллуччи, Уиллем Дефо, Майкл Китон, Вайнона Райдер, Джастин Теру, Дэнни ДеВито, Кэтрин О’Хара, Берн Горман, Эми Натталл. Хронометраж - 01:44. Бюджет - $170 000 000. PG-13. Премьера (мир) - 28.08.2024. Премьера (Украина) - 05.09.2024 (Кіноманія). Премьера (США) - 06.09.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: смерть в измерении Тима Бертона, как водится, не разлучает, а, наоборот, сближает. Вернуться в Коннектикут и открыть двери старого доброго дома с привидениями семью Дитц побуждает трагедия: умирает хозяин особняка Чарльз. Его супруга Делия (Кэтрин О’Хара) справляется с горем посредством арт-терапии, а внучка Астрид (Дженна Ортега) ушла в учебу и не горит желанием общаться с мамой. Готическая принцесса Лидия (Вайнона Райдер) стала готической королевой, построила карьеру в области спиритических сеансов по ТВ и завела назойливого ухажера-менеджера (Джастин Теру). По ту сторону жизни не менее навязчивую привязанность проявляет и «собранная» дама в черном: эффектная незнакомка (Моника Белуччи) во чтобы то ни стало должна найти Битлджуса. Но отчего-то она не произносит имя дяди в полосатом костюме трижды, чтобы призвать мистера всуе…
Уместнее всего «Битлджус Битлджус» будет смотреться даже не в кинотеатрах, а на стриминге в сезон Хэллоуина и тыквенных пирогов. У Тима Бертона вышел этакий праздничный спэшл с воссоединением дорогих сердцу героев и примесью легкого мракобесия. Лента распадается на три почти независимые сюжетные линии, которые вполне могли бы стать самостоятельными корометражками. Конферансье-Китон с метаподмигиваниями может устроить вечерний сеанс в трех актах: занятный детектив о покойниках-рецидивистах с отличной партией Уилема Дефо и бессмертным обаянием Моники Белуччи, мрачную версию «Каспера» с лиричной Дженной Ортегой и разговорами о Достоевском и байку о привидениях - точнее, о живой Вайноне Райдер в мире мертвых.
Бертон не изменяет себе: зритель проходит через небрежно сколоченный портал в измерение оживших детских кошмаров. Все визжит, бренчит, танцует, кувыркается в хаотичных залпах энергии, управляемой восхитительной музыкой Дэнни Эльфмана. CGI-приколов стало больше, но все же чувствуется нержавеющая любовь режиссера к аналоговым эффектам и ламповым монстрикам - загробная жизнь то манит «пьяным поездом» в небытие с танцами в стиле диско, то усыпляет очередями в бюрократической конторе, которые и мертвого загонят в гроб. Помимо демонстрации очевидных наследственных связей с оригиналом «Битлджус» ворошит и другие памятные подарки в сундуке фильмографии Бертона - можно почувствовать мрачный холод «Бетмэна», гробовую романтику «Трупа невесты» и неизящный юмор «Марс атакует!»…(Настасья Горбачевская)
РЕЗЮМЕ: сложно прочертить границу, где карусель макабра с возрастным ограничением «7+» (даже если дистрибьюторы настаивают на большем цензе) перестает радовать нарядной фактурой и утомляет брожением старых дрожжей. Всерьез ругать «Битлджуса Битлджуса» - разумеется, занятие довольно снобское и неблагодарное. Фильм сочинен с нескрываемой любовью и бережным отношением к памяти: в отличие от многих продолжений, «Битлджус» совсем не воспринимается как откровенный паразитизм на ностальгии. Но в то же время едва ли у ленты есть шанс стать входным билетом во вселенную для нового поколения зрителей под флагом сиквела - слишком бумерской выглядит эта непрошеная радость и слишком бесхитростные предлагает морали. Фильм (или все-таки контент?) вполне может поднять настроение почитателям оригинала в дождливый осенний вечер и в то же время жутко утомить всех остальных…