В недавнем фильме «Это я. Сейчас» суперзвезда Дженнифер Лопес предельно откровенно выразилась насчет своего нынешнего карьерного статуса. По сравнению с ним «Атлас» кажется возвращением к стандартным проектам, которые сохранили место Лопес на голливудском небосклоне, но не тем, которые изначально привели ее туда. Перед нами один из немногих ее научно-фантастических фильмов. Уже одно это должно вызвать интерес, учитывая репутацию режиссера Брэда Пейтона, способного предложить зрителям масштабное зрелище («Разлом Сан-Андреас», «Рэмпейдж»). Однако нехватка оригинальных идей не идет на пользу его новому проекту. И это заставляет Дженнифер Лопес постоять за себя самостоятельно - почти так же, как ее героиня вынуждена делать в шаблонной истории «Атласа». В главных ролях - Дженнифер Лопес, Симу Лю, Стерлинг К. Браун, Лана Паррия, Марк Стронг, Абрахам Попула, Лесли Фера, Грег Кохан, Дженис Ахерн, Альфредо Таварес. Хронометраж - 01:48. Рейтинг PG-13. Премьера (мир) - 24.05.2024 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Атлас Шеферд (Дженнифер Лопес) - аналитик данных. Ее гениальная мать Вэл (Лана Паррия) разработала первое существо с искусственным интеллектом, когда Атлас была еще ребенком. Вскоре после этого Харлан (Симу Лю), необъяснимым образом вышел из-под контроля человека.
Затем Харлан взломал программы искусственного интеллекта по всему миру и отменил протоколы, которые запрещали роботам убивать людей. Погибли миллионы, и первая среди них мать Атлас. Однако когда человечество начало побеждать в войне, первый в мире ИИ-террорист покинул Землю и скрылся где-то на просторах Вселенной. Когда глобальные военные силы ICN захватывают его соратника Каску Викс (Абрахам Попула), генерал Джейк Бут (Марк Стронг) обращается к Атлас - она должна «взломать» мозг Каски и выяснить местонахождение Харлана. Атлас находит Харлана на отдаленной планете GR-39 и настаивает на присоединении к команде, отправленной для его задержания, несмотря на возражения командующего операцией, полковника Элиаса Бэнкса (Стерлинг К. Браун).
Полковник и его команда синхронизировались с экзокостюмами на базе искусственного интеллекта. Возникающий в результате союз, как полагают, дает им превосходство над врагом. Тем не менее, Атлас отказывается использовать один из экзокостюмов, потому что для ее работы требуется нейронная связь между человеком и машиной. Но по прибытии на планету силы ICN быстро обнаруживают, что попали в ловушку, и Харлан немедленно уничтожает большую часть их кораблей и оборудования. Чтобы пережить падение на поверхность планеты, Атлас неохотно облачается в один из оставшихся в рабочем состоянии экзоскафандров. Перед ней стоит выбор - доверять ли программе своего костюма, Смиту (Грегори Джеймс Коэн), ведь от этого зависит, выживет Атлас или умрет. Когда они вдвоем перемещаются по враждебной планете и сталкиваются с силами искусственного интеллекта Харлана, Атлас начинает понимать, как много она упустила, закрываясь от мира. Столкнувшись с первой внешней сущностью, которой она позволила проникнуть в свою голову после смерти матери, Атлас должна признать некоторые суровые истины о своем прошлом. А Смит начинает понимать, как это может помочь им бороться с Харланом в настоящем…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: на бумаге, несмотря на весь sci-fi флёр, фильм Брэда Пейтона мог бы показаться интимной историей личного искупления. К сожалению, сценарий сводит слишком многое из этого к поверхностным, даже шаблонным поворотам, которые зрители могут предвидеть задолго до того, как они произойдут. Знакомо выглядит сцена, когда после подробного списка причин, почему Атлас совершенно не подходит для их работы, руководитель операции немедленно настаивает на том, чтобы она к ним присоединилась.
Предсказуемо и то, что после недоверия и даже ненависти к ИИ Смиту, Атлас вначале проявляет неохотное уважение, а позднее даже привязывается к своему ИИ-двойнику. Более того, экзокостюм, его «личность» и общие размышления фильма об искусственном интеллекте кажутся полностью собранными из частей многих более ранних фильмов. Механизм экзокостюма Атлас ничем не отличается от костюмов AMP в «Аватаре» Джеймса Кэмерона (который сам по себе является потомком силового погрузчика из «Чужих» того же Кэмерона). Смит более чем похож на Бэймакса, заботливого медицинского робота из анимации «Город героев», за исключением способности материться. Между тем, Харлан физически воплощает в себе те же страхи по поводу технологий, которые десятилетиями исследовались в кино, но, к сожалению, без каких-либо новых идей.
Злодея играет Симу Лю и он смотрит с той угрозой, которая выдает убедительную (хотя и чрезмерную) беспристрастность технологии. Возможно, леденящая отстраненность здесь подошла бы больше, но надо же иногда отходить от шаблонов. Прорыв одаренного актера произошел всего четыре года назад в фильме «Шан-Чи и легенда десяти колец», но ясно, что индустрия еще не придумала, что с ним делать (несмотря на потрясающий поворот в «Барби», он произвел большее впечатление, играя парня Патрисии Дубак в сериале «Двое других»). Как это часто бывает с Марком Стронгом, и Стерлингом К. Брауном, они делают историю почти правдоподобной, но им мешают диалоги, которые, опять же, могли быть написаны для любой из дюжины подобных ролей.
После недавнего документального фильма ( «Это я. Сейчас»), в котором Дженнифер Лопес занимается самоанализом, труднее всего понять, что делать с ней! Каким бы разочарованием ни было для нее то, что она не получила номинацию на Оскар за «Стриптизерши» (2019), эта роль активизировала ее публичный и экранный образ так, как никто за последние несколько лет не добился, предлагая одновременную демонстрацию и деконструкцию ее репутации дивы. Зрители видят, что она старается, но постоянно создается впечатление искусственности, наигранности происходящего. Даже в таком обычном научно-фантастическом фильме как «Атлас» это ощущение становится разочарованием именно из-за откровенности, которую Лопес продемонстрировала в нескольких документальных проектах, где она признала, что мир не жаждет нового материала от нее, как это было раньше. Можно было подумать, что ради полноценного возвращения в кино актриса попробует рискнуть. Но «Атлас» слишком предсказуем, слишком затянут и скучен. Это тот фильм, для которого важнее имя звезды на афише, чем ее актерские подвиги…
Николай Лежнев