Байопик о жизни Марселино Санс де Саутуола, открывшего пещеру Альтамира поставил Хью Хадсон (номинация на Оскар как лучший режиссёр за фильм "Огненные колесницы"), а главную роль исполнил Антонио Бандерас. Список актёров пестрит известными именами - в фильме снялись Клеман Сибони, Пьер Нинэ, Руперт Эверетт, Голшифте Фарахани и "девушка Джеймса Бонда" Мэриам д’Або. Мировая премьера фильма с бюджетом 8,5 млн.евро состоялась 1 апреля, релиз DVD запланирован на 15 октября 2016 года. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: 1879 год. Марселино Саутуола (Антонио Бандерас), археолог-любитель, возвращается из своей поездки в Париж, где имел честь побывать на выставке и познакомиться с самим Эмилем Картальяком (Клеман Сибони), видным ученым того времени. В усадьбе один из рабочих говорит хозяину, что произошло обрушение нескольких камней и они обнаружили, что внутри есть какой-то грот. Марселино просит сделать отверстие побольше, чтобы туда можно было пробраться. У Марселино есть жена Кончита (Голшифте Фарахани) и девятилетняя дочь Мария (Аллегра Аллен).Малышка учится в церковно-приходской школе и осваивает пианино, как все девочки того времени соответствующего положения, но гораздо больше ей нравится слушать не монахинь и проповедников, а своего отца. Он рассказывает Марии интересные научные факты и охотно берет с собой в пещеру. Там, любопытный ребенок, вооружившись фонарем, забирается в грот глубоко и обнаруживает наскальные рисунки...Многие посчитали открытие пещеры Альтамира фальшивкой из-за того, что Марселино нашёл пещеру на территории своего поместья и по причине "подозрительно" хорошо сохранившихся рисунков...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: на сегодняшний день пещера Альтамира внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, однако при жизни Марселино Саутоле пришлось столкнуться с насмешками со стороны научного сообщества и жить с клеймом обманщика. Испанских специалистов в области археологии пригласили на допремьерный показ, и они сказали, что фильм играет очень важную социально-образовательную роль. Во-первых, не каждый испанец знает, что такое Альтамира, не говоря уже об иностранцах. Во-вторых, открытие международного значения показано через призму истории простого человека, совершившего такой "прорыв", сам того не желая — случайно. И все исторические факты были очень бережно использованы. Кстати, Марселино ошибся: наскальным рисункам не 10 тысяч лет - они древнее, специалисты говорят о 35 тысячах лет!
Антонио Бандерас не нуждается ни в особом представлении, ни в похвалах — и так ясно, что актер блестящий. И он в очередной раз доказал это. Немая сцена "Ревизора" после конференции в Лиссабоне —-просто высший пилотаж. И вторая часть фильма в этом плане, пожалуй, даже сильнее, чем первая. Марселино показан и увлеченным археологом, и любящим мужем и отцом, и искренним, порядочным человеком, для которого честь и совесть — не пустой звук.
Жена Марселино, Кончита (иранская актриса Голшифте Фарахани - "Совокупность лжи", "Исход: цари и боги") - Женщина с большой буквы . Ей оказалось тяжелее всех, ведь она стала буфером между обществом и своим мужем. Она все пыталась увязать воедино науку и религию, чтобы положить конец этой зарождающейся "революции". Очень понравился момент, где Марселино ей говорит, что наука и религия вовсе не обязаны соперничать друг с другом "Ты религия, а я — наука", а потом целует ее, словно показывая, что наука и религия могут просто быть вместе.
Шикарно сыграла маленькая девочка, исполняющая роль Марии (Аллегра Аллен). Очень выразительный ребенок! И похоже, что это ее дебют. Просто умничка и, по сути, главная героиня. И достойная дочь своего отца!
Фильм снимали в Кантабрии, где очень много красивых пейзажей и видов. Что усадьба Саутуолы, что город, что все остальные планы. Прекрасные наряды у жены Марселино. Если маленькая Мария все время ходит практически в одном и том же, то Кончита - настоящая дама.
РЕЗЮМЕ: "Альтамира" - отличная картина о чести, долге, любви и борьбе за правду, снятая очень тонко и аккуратно, без пафоса и громких слов.
ИНТЕРЕСНО: Марселино де Саутуола - испанский юрист и археолог-любитель, который владел землёй, где была найдена пещера Альтамира. То, что пещера славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства, в середине XIX века местные жители знали, но должного внимания этому не уделялось. Саутуола начал исследовать пещеру в 1875 году, после того, как он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия. Он предположил, что в недавно открытой пещере можно найти что-нибудь подобное. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет (по другим данным 12-ти), которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.
Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем оба получили общественное признание. Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы. Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма. В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’ООН sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы. Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века. Дочь Мария вышла замуж за бискайского буржуа Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы. Grupo Santander — крупнейшая финансово-кредитная группа в Испании и еврозоне с рыночной капитализацией около 80 млрд евро и активами свыше 1 триллиона евро. Финансовые институты компании представлены практически во всех странах Центральной Европы и в Латинской Америке. Ключевой структурой группы является Banco Santander — крупнейший банк Испании и, по состоянию на сентябрь 2010 года, крупнейший по капитализации банк еврозоны. Штаб-квартира - в городе Сантандере (Кантабрия). Чистая прибыль - 8,943 млрд. евро (2009). Число сотрудников - 186 763 (2012)
Николай Лежнев