Джеймс Кэмерон, поклонник манги Gunnm, давно мечтал сделать её экранизацию — и не мог, загрузившись “Аватарами” до 2020 года. И тогда Кэмерон написал изначальный сценарий фильма, стал продюсером картины и нанял для съёмок Роберта Родригеса. Как оказалось, с большими деньгами визионерский дар Родригеса, работавшего до этого с копеечными бюджетами, лишь расцветает. В плане постановки и визуальной изощрённости “Алита” далеко впереди большинства конкурентов и в лучшие моменты вплотную подбирается к спилберговскому “Первому игроку приготовиться”. Оценить эту изощренность желательно в современном кинотеатре - тот же столичный Cinema City (ТРЦ Ocean Plaza) предлагает посмотреть "Алиту..." в форматах 3D, Laser 3D, а для настоящих видеогурманов - в 4DX 3D. В главных ролях - Роза Салазар, Махершала Али, Эйса Гонсалес, Дженнифер Коннелли, Лана Кондор, Мишель Родригес, Эд Скрейн, Кристоф Вальц, Джеки Эрл Хейли, Каспер Ван Дин. Бюджет - $200 000 000. Хронометраж – 02:01. Мировая премьера – 05.02.2019. Премьера в Украине – 14.02.2019 (Ukrainian Film Distribution). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: копаясь на местной свалке, доктор-кибернетик Идо (Кристоф Вальц) находит верхнюю часть девочки-киборга (Роза Салазар) с большими глазами и, как позже окажется, таким же большим сердцем — причём вполне буквально. Доктор чинит девушку и возвращает её к жизни: теперь ей предстоит познать горечи и радости постапокалиптического мира, встретить любовь и встретиться со смертельной угрозой. Серьёзные люди из последнего небесного города хотят получить Алиту — а точнее, давно утерянные технологии, лежащие в основе её кибернетического организма…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Джеймс Кэмерон ещё в начале века задумал экранизировать мангу Gunnm, в США более известную как, собственно, «Боевой ангел Алита», — нехитрую, но колоритную историю о девочке-киборге в мрачном и жестоком постапокалиптичном будущем. И как-то всё не складывалось: прошло много лет, Кэмерон окончательно стал главной грозой мирового бокс-офиса, а лайв-экшен версия «Алиты» так и осталась его незакрытым гештальтом. Вовремя поняв, что из своих «Аватаров» он не выберется ещё лет десять, Кэмерон решил-таки оторвать «Боевого ангела» от сердца и отдать на попечение кому-нибудь другому, а самому скромно присмотреть за проектом с уютного продюсерского (и сценарного) кресла. Проще всего, конечно, было нанять Джей Джей Абрамса или ему подобного режиссёра — человека мастеровитого, но не сильно выделяющегося, умеющего подстраиваться под чужое видение. Но то ли кому-то наверху стало скучно, то ли у Кэмерона разыгралось чувство юмора — свой выбор он остановил на Роберте Родригесе, авторе «Мачете» и «Города грехов». Кандидате, мягко говоря, неочевидном.
Мексиканский режиссёр, в основном снимающий кино за копейки в своём сарае (почти буквально), двухсотмиллионных бюджетов в жизни не видел — тем интереснее было посмотреть, не загнётся ли его творческая жилка под тяжестью такого проекта. Не загнулась: оказывается, с большими деньгами визионерский дар Родригеса лишь расцветает. В плане постановки и визуальной изощрённости «Алита» далеко впереди большинства конкурентов и в лучшие моменты вплотную подбирается к спилберговскому «Первому игроку приготовиться». С ним, кстати, фильм наверняка будут активно сравнивать.
Родригес всегда тяготел к аттракционности (вспомните хотя бы его эксперимент с запахами в ужасных «Детях шпионов 4-D») — в «Алите» его любовь ко всему стильному, громкому и ревущему доходит до каких-то совсем безумных высот, благо материал располагает. И плевать, что «книга лучше», что получилось глупо, местами нелепо и запредельно инфантильно: иначе с адаптацией манги все равно выйти не могло, а здесь хотя бы искренне пытались сделать прикольно. «Алита» целиком существует в деталях: физической фактуре мира, где что ни конечность — то либо гарпун, либо лезвие, либо ещё какой ужас. Она увлекается маленькими креативными радостями, абсолютно не желая работать с историей в целом, — и этим нередко напоминает усовершенствованную, дорогую (и чуть более сдержанную) версию «Детей шпионов».
Впрочем, оно и к лучшему, что «Алита» настолько не заинтересована в повествовании — четыре тома манги в двухчасовой фильм все равно адекватно не уложить - будь ты хоть Джеймс Кэмерон, хоть Аарон Соркин. А работая по поверхности, получишь очередную подростковую антиутопию об избраннице судьбы и деспотичном режиме в скучном киберпанковом мире «спустя N-ста лет после Большой Войны». В отличие от недавних «Хищных городов», «Алита» даже не пытается делать вид, что в её одноклеточной истории есть какая-то глубокая драма, а её мир продуман чуть дальше красивых декораций. Родригес использует свой постоянный метод «работай с тем, что есть» и спешно (иногда чересчур) проносится мимо всех экспозиционных сцен к тем, где есть что взорвать и кого поколотить.
Фильм очень легко и удобно характеризовать через его титульную героиню. Алита, в общем, тоже не сильно парится насчёт смыслов, она совершенно стихийный персонаж: чтобы действовать, ей не нужны какие-то там сценарные условности. Это у всех вокруг свои личные драмы: доброго доктора Идо и его жену раскидала по разные стороны баррикад смерть дочери, парня Хьюго мучает совесть из-за не слишком честного способа заработка, даже у злодеев, мелких и больших, есть свои мелочные страхи и травмы. А вот Алита ничего не боится: она ломает и кромсает, потому что иначе не может, насилие в её ДНК — о чём фильм говорит весьма буквально. С ним (насилием то есть) у фильма, кстати, всё в полном порядке — Родригесу даже щадящий рейтинг PG-13 не мешает рубить головы, разрезать людей пополам и показывать крупным планом лужи крови. Причём не только голубой кибернетической — достаётся тут и обычным людям, и, о ужас, даже одной маленькой милой собачке, чьей кровью измажет лицо Алита, прежде чем окончательно встать на путь разрушения.
РЕЗЮМЕ: “Алита: Боевой ангел” – подростковый киберпанк от неочевидного тандема Джеймса Кэмерона и Роберта Родригеса — в равной степени глупый и увлекательный. Это идеальный летний блокбастер, зачем-то вышедший в феврале...
подготовил Николай Лежнёв