Рецензия на фильм «Афера доктора Нока» (Knock) (1740)

Сочиненная в 1923 году пьеса французского писателя Жюля Ромена "Нок, или Торжество медицины" неоднократно ставилась и экранизировалась. А благодаря фильму 1951 года с Луи Жуве в главной роли, фамилия главного героя стала во Франции нарицательной. Режиссёр Лоррэйн Леви работает преимущественно над телефильмами и сериалами. Она решила экранизировать "Нока" как добродушную фарсовую комедию, а на главную роль пригласила чернокожего актера. В главных ролях: Омар Си, Ана Жирардо, Алекс Лутц, Элен Винсент, Андреа Ферреоль. Хронометраж - 01:53. Мировая премьера - 18.10.2017. Премьера в Украине - 02.11.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: Франция 1950-х. Наделав долгов, мелкий мошенник Нок (Омар Си) сбегает из родного Марселя на пассажирском судне. Чтобы не платить за билет, он устраивается судовым врачом, хотя ничего не смыслит в медицине. Его первый врачебный опыт оказывается удачным и прибыльным, и Нок осознает, что нашел золотую жилу. Пять лет спустя он с новеньким врачебным дипломом приезжает в сонный городок Сен-Морис и покупает частную практику. Его предшественник едва сводил концы с концами, но Нок разводит бурную деятельность, запугивает состоятельных горожан страшными болезнями, и в его клинику выстраивается очередь пациентов, которых Нок с энтузиазмом "доит"...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: сочиненная в 1923 году пьеса видного французского писателя Жюля Ромена "Нок, или Торжество медицины" неоднократно ставилась и экранизировалась. Она до сих пор привлекает внимание, потому что это мрачная и едкая сатира, высмеивающая агрессивную рекламу и дельцов от медицины. При желании пьесу можно трактовать более широко и увидеть в докторе Ноке нацистского политика или основателя тоталитарного культа. В любом случае Нок должен вызывать ужас, а не приязнь. Французская постановщица Лоррэйн Леви, однако, почему-то решила экранизировать "Нока" как добродушную фарсовую комедию о привлекательном центральном персонаже. Хотя поведение Нока в фильме мало чем отличается от поведения Нока в пьесе, Леви предлагает восхититься предприимчивостью мошенника, который выманивает у богатых и мнительных фермеров огромные деньги. Мол, горожанам только на пользу, что их сбережения растают. Ведь они многое узнают о здоровом образе жизни и насладятся вниманием нового доктора к их жалобам – в то время как прежний врач не доверял ипохондрикам.
Если вы думаете, что "Афера" следует традиционному шаблону мошеннических историй о плутах в маленьких городках ("Герой в кульминации признает свои грехи и искупает вину, после чего его прощают"), то вы сильно заблуждаетесь. В кульминации разоблаченный Нок не произносит покаянную речь, а бросает яростные упреки, и извиняться приходится горожанам, которые полностью оправдывают обманщика в белом халате. Причем подается это без тени сатирического сарказма. Леви настаивает, что Нок – молодец, а противостоящий ему городской священник не защищает свою паству от жулика, а всего лишь завидует Ноку, потому что ограбленные и залеченные горожане меньше жертвуют на церковь и не ходят на службы.
Может быть, Нок использует "выцыганенные" у богачей деньги, чтобы бесплатно лечить бедняков? Нет, ничего подобного. Нок помогает одной бедной девушке, но это его возлюбленная, а не простая пациентка. О здоровье других слуг и рабочих «добрый доктор» даже не заикается. Он, как и в пьесе, откровенно признает, что его внимание к пациентам зависит только от их доходов.
Как видите, Нок предстает мерзейшим субъектом, однако Леви этого не признает. Темнокожий герой "1+1" Омар Си специализируется на обезоруживающе обаятельных персонажах, к которым зрители должны относиться с симпатией, и Нока актер играет в своем обычном стиле. Напротив, горожане предстают паноптикумом карикатурных "экспонатов" вроде вечно пьяного почтальона, эгоистичной фермерши или сексуально озабоченной провизорши, и картина уверяет, что они заслуживают "дойки" и медицинского обмана.
Объяснить логику фильма можно лишь цветом кожи главного героя: "Французы так долго издевались над африканцами, что теперь должны с благодарностью принимать любые издевательства со стороны негра". Но это логика западных ультралибералов, которая в Украине покажется бредом.
Отчасти нелепость сюжета "Аферы" уравновешивается остроумием картины. В фильме немало смешных и уморительных моментов в классическом французском фарсовом стиле. Однако и в этой составляющей кино есть червоточина – Леви переборщила с туалетным юмором. Кроме того, веселый настрой фильма сбивается, когда лента в последней трети повествования ударяется в трагические сантименты. При этом непонятно, зачем картине трагедия, из которой никто не извлекает никаких уроков. Может, чтобы добить зрительское настроение, которое и так испорчено поведением Нока? (Борис Иванов)
 подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *