«5000 человек, 18 дней и одно чудо, объединившее мир»
Фильм Рона Ховарда основан на реальной истории и рассказывает о спасении в 2018 году 12 мальчиков и их футбольного тренера из затопленной пещеры Тхам Луанг в Таиланде. Режиссёр сделал свою картину подчёркнуто аскетичной. И хотя в тайском фильме «Пещера» 2019 года и в документалке 2021 года «Спасение» об этом событии было рассказано почти все, фильм Рона Ховарда все равно потрясает воображение. В главных ролях - Вигго Мортенсен, Колин Фаррелл, Джоэл Эдгертон, Пол Глисон, Том Бейтман, Сахаджак Бунтханакит, Тирапат Саджакул, Нопханд Буньяй, Гирати Сугияма, Тирадон Супапунпинйо, Пасакорн Хойхон, Танатат Срита. Хронометраж - 02:27. Бюджет - $65 000 000. Рейтинг PG-13. Премьера (мир) - 29.07.2022. Цифровой релиз - 05.08.2022 (Amazon Prime Video). Оценка www.kino-nil.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Таиланд. Июнь 2018 года. Двенадцать местных мальчиков и их футбольный тренер решают посетить красивейшую пещеру Тхам Луанг. Но вскоре им становится не до шуток: начавшийся муссонный дождь затапливает пещеру и отрезает им путь назад. Спасатели бессильны перед потоком воды, они даже не неуверены, в какой части пещеры вообще искать пропавших. Найти их удаётся, британским дайверам Джону Волантену (Колин Фаррелл) и Рику Стэнтону (Вигго Мортенсен), откликнувшимся на объявление в рамках всемирного поиска помощи. К сожалению эйфория быстро сходит на нет. Как они должны вытаскивать людей, когда даже опытные водолазы не справляются с этой задачей?..
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: дайте Рону Ховарду историю про непреодолимую стихию - воздух, огонь, океан - и он сделает хитовый фильм. Несмотря на то, что он работал почти во всех мыслимых жанрах, опытный режиссер, похоже, испытывает непреходящую тягу к сюжетам, противопоставляющим человека колоссальной, почти случайной жестокости природы («Обратная тяга», «Аполлон-13», «В сердце моря»).
«13 жизней» - это типичный «процедурал» о спасении детской футбольной команды в 2018 году в Таиланде. В подробностях рассказывается о географии этих мест, геологических особенностях, различных инженерных и водолазных аспектах, а также о четком взаимодействии чиновников, военнослужащих и добровольцев, позволяющем им работать как единый организм. Если все это звучит скучно, то так оно и есть, потому что реальные истории не всегда бывают интересными. Однако Рон Ховард и сценарист Уильям Николсон точно знают, как превратить набор сухих фактов в увлекательную и наполненную напряжением драму. Их фильм по хорошему дотошный, но он основательно продуман. Проблемы раскрываются поочередно, напряжение растёт, хотя история выглядит простой. Двенадцать мальчиков и их тренер в сопровождении опытных дайверов должны переместиться из точки А в точку Б. Но, во-первых, расстояние от места, где они находятся, до безопасной камеры с воздухом в начале этой истории неизвестно. И, скорее всего, даже морские котики должны были бы постараться, чтобы его преодолеть. Во-вторых, есть проблема времени: любая экспедиция занимает несколько часов, а вода в пещере продолжает прибывать. Ховард буднично передает входящие факты, накладывая карту пещеры на кадры действий водолазов и спасателей-добровольцев. Они маневрируют в тесноте, через полную мусора воду, рвущие скафандр сталактиты, острые скалы, протыкающие кожу (после каждого погружения на руках спасателей сложно не заметить множественные порезы и кровь). Каждая таких сцен превосходно создает напряжение. И, хотя мы заранее знаем, чем закончится эта история, великолепная работа звукооператоров (скрежет металла, звуки уходящего воздуха) производит невероятное впечатление.
Режиссёр заранее готовит зрителей к еще одной проблеме - ни мальчики, ни их тренер совершенно не готовы плыть под водой в неизвестность. Во время своего первого проникновения в пещеру, британские дайверы-спасатели Рик Стэнтон (Вигго Мортенсен) и Джон Волантен (Колин Фаррелл) натыкаются на рабочего, который устанавливал здесь насосы. Это взрослый мужчина, который знает все риски, но, пытаясь помочь ему доплыть до безопасного места в снаряжении для подводного плавания, два дайвера чуть не потеряли человека из-за его паники. Фильм «13 жизней» снимали американцы, и ему по-любому было предопределено быть примером синдрома белого спасителя, который в настоящее время широко осуждается - белые люди всегда должны спасать других, потому что эти другие якобы не могут справиться с проблемой сами.
Но Рон Ховард отдаёт должное и таиландцам. В их число входят губернатор провинции Наронгсак (Сахаджак Бунтханакит), который берет на себя ответственность за спасение и его потенциальный провал, а также капитан морских котиков Арнонт (Тирапат Саджакул). Не говоря уже о том, что отвод воды из горы затапливает рисовые поля местных фермеров - и они готовы согласиться с этим ради спасения мальчиков. Но не ждите слишком много. В то время как британские герои выходят на первый план из-за узнаваемости лиц актеров, фильм мало что может рассказать про тайских мужчин и женщин. Это особенно раздражает в отношении тех тринадцати, угодивших в ловушку. В фильмах-катастрофах обычно много времени уходит на представление персонажей, чтобы зрители могли по-настоящему поболеть за них. В конце концов, нужна причина, чтобы держать за кого-то пальцы. Однако с фильмом «13 жизней предполагалось, что в этом нет необходимости - мол, событие все расскажет само за себя…
РЕЗЮМЕ: «13 жизней» рассказывает историю уникальной спасательной операции. Однако фильм не такой захватывающий, как можно было бы ожидать. Несмотря на участие в нем звёзд знаменитостей, его не назовёшь открытием - так, качественная и профессиональная работа…
Николай Лежнев