Фильм немецкого режиссёра Ули Эделя (номинация на Оскар-2009 за "Комплекс Баадер-Майнхоф") - это очередной невнятный перфоманс некогда популярного Николаса Кейджа, который, в связи с досадным финансовым фиаско, вынужден сниматься в откровенно проходных, если не провальных проектах, дабы покрыть многомиллионные долги. Мировая премьера картины состоялась 16 сентября, на экраны Украины фильм вышел 24 сентября 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: сюжет фильма разворачивается в современном Нью-Йорке, городе, где любящие отцы не так часто бывают дома, как хотелось бы, и даже в праздники вынуждены торчать на работе, чтобы содержать семью. Майк Лоуфорд (Николас Кейдж) в ночь Хэллоуина договорился помочь сыну совершить любимый обряд, но опоздал. Чтобы исправить свой косяк, он ведёт сына на ночной карнавал, где случается, казалось бы, невозможное: мальчик, стоило отцу отвлечься на секунду, бесследно исчезает, причем исчезает в буквальном смысле. Полиция, не сумев ничем помочь, откладывает дело в долгий ящик, а главный герой, потеряв расположение супруги после случившегося, не теряет надежды найти своего сына, и поиски приводят его к раскрытию страшной тайны. Существует древнее поверье, что раз в год, на Хэллоуин, открываются врата между миром живых и миром мертвых. В этот день зло практически всесильно…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЁРЫ: Николас Кейдж приучил нас в последнее время, что запросто может своим унылым видом и плохой физической формой испортить любой фильм - даже с самым интересным сюжетом. А что может нас ожидать если сходятся вместе этот дряхлый ветеран (по духу, не по возрасту) и банальный сюжет - легко представить если посмотреть "Врата тьмы". При этом меньше всего хочется упрекать режиссера Ули Эделя (номинирован на Оскар-2009 за "Комплекс Баадер-Майнхоф", сериалы "Твин Пикс", "Гудини"). Чтобы придумать нечто новое в этой тысячу раз пережеванной истории - нужно быть гением, каковым Ули Эдель не является. Сюжет фильма легко просчитывается и идёт по накатанной, вызывая желание включить перемотку в напрасной надежде, что уж в финале-то авторы придумали нечто интересное и необычное. Немецкий режиссер не оставляет попыток сделать фильм как можно атмосфернее, покрывая примитивную сюжетную линию тайнами и загадками и погружая героя и обстановку, в которой он находится, в белую туманную пелену, от чего градус загадочности в воздухе действительно получается поднять. Но нельзя сказать, что это удачно перекрывает, например, тот факт, что повествование очень нудное и вялое. Герой Кейджа, тратит время на хождения вокруг да около, создавая таким образом иллюзию некого расследования. Но на самом деле ко всему приходит не посредством каких-то крутых собственных умозаключений, а за счет всевозможных подсказок заблудшего сына и случайных находок, что позволяет сделать вывод о том, что сценаристы особо заморачиваться с сюжетом и не думали...
ДРУГОЕ МНЕНИЕ: «Заплати призраку»: «Dad, can we pay the Ghost?»
Фильм, в котором Николас Кейдж борется со сверхъестественными существами, вспоминает кельтскую мифологию, цитирует Гете и, как и всегда, демонстрирует свой драматический талант. Мистическая картина ужасов «Заплати призраку», являющаяся экранизацией короткого рассказа Тима Леббона, не попала в широкий североамериканский прокат из-за несоответствия конъюнктуре рынка хорроров. Дистрибьютором данной ленты в ограниченном прокате выступила компания ответственная за издание таких жанрово далеких от «Заплати призраку» картин как «Линия долга», «Броадчерч» и «Крах».
Первые упоминания в прессе «Заплати призраку» получил в 2010-м году, когда режиссером был назначен Дэнис Иллиадис, более всего известный своим молодежным фантастическим фильмом «+1». Продюсеры, очевидно, рассчитывали на то, что Иллиадис снимет типичный поп-корновый хоррор, сочетающий отсутствие внятного сюжета и весомые относительно бюджета кассовые сборы, обычно логично следующие из любви массового зрителя к бессодержательным ужасам, как квинтэссенции картин, необязывающих к рассуждениям. Но затем к проекту приписали германского постановщика Ули Эделя, обладателя большого послужного списка, среди которого числятся такие работы, известные любому хотя бы немного поднаторевшему любителю кино, как «Адлон» и «Баадер-Майнхоф».
Герр Эдель в своем творчестве сочетает два элемента, которые крайне редко встречаются в фильмах одновременно, а именно — внимание к кинематографии, и стремление не просто визуализировать сценарий, а рассказать полноценную экранную историю. «Заплати призраку» не стал исключением. Полуторачасовая новелла выстроена композиционно стройно, не преследует цели включить как можно больше «страшных» моментов, а исключительно поведать пугающую сказку о профессоре литературы и его супруге, что в день празднования Хэллоуина столкнулись с миром призраков, похитивших их малолетнего сына.
«Заплати призраку», как и все действительно страшные истории, набирает темп и повышает содержание моментов, демонстрирующих тот самый «ужас», что и служит основной мотивирующей причиной покупки билета на данный фильм, постепенно. Сначала на экране описываются будни среднестатистической нью-йоркской семьи, в которой папа постоянно задерживается на работе и пропускает много важных для ребенка моментов, а затем «Заплати призраку» переходит к мистической части, где падальщики, призраки, порталы в другой мир и медиумы выглядят естественной частью городского пейзажа. В этом «Заплати призраку» схож с недавним «Полтергейстом», где потустороннее приходило в повседневность без каких либо трудностей.
Подобная структура кинофильма позволяет режиссеру создать атмосферу ужаса, служащую мерилом успеха любой страшной истории. Писатель Стивен Кинг, непревзойденный мастер данного жанра в литературе, действует абсолютно по такому же алгоритму. Именно приоритет повествовательной части над, так скажем, спец. эффектами и отличает хороший хоррор от плохого. Наличествующие в картине «пугающие» моменты действительно жутки и неожиданны, что также большая редкость для современного кино рассматриваемого жанра, где вся «неожиданность» легко просчитывается, и совсем не заставляет зрителя вздрогнуть от напряжения.
Мистический рассказ о таинственном исчезновении в своей второй части сменяется настоящим квестом, что должен пройти герой Николаса Кейджа. А вот операторская работа, ее стиль остается неизменным на протяжении всего хронометража. Небольшой бюджет «Заплати призраку» израсходован крайне рачительно, компьютерной графики в картине мало, эффектность достигается в первую очередь за счет эффектных панорам и крановой съемки (что, стоит отметить, очень нетипично для фильмов ужасов) и серо-синей цветовой гаммы, выдержанной на протяжении всей ленты. В тех моментах, где имеют место цифровые эффекты, очень удачно подобрана яркость и контрастность, не подчеркивающая, а наоборот — скрывающая, тот факт, что обходились художники-постановщики минимумом финансовых средств.
Пусть Николас Кейдж и несколько пошатнул свою «звездную» репутацию неразборчивым выбором ролей (как полагают многие издания, продиктованную чрезмерной любовью к дорогостоящим покупкам в виде личных вещей Элвиса Пресли и пр.), но оттого его дарование не стало менее очевидным. Кейдж прекрасно справляется с задачей по созданию образа отчаявшегося отца, он плачет, страдает и даже в самых коротких сценах показывает подходящую для того или иного момента гамму чувств и эмоций. Отдельно стоит отметить, что прическа мистера Кейджа в «Заплати призраку» выглядит как никогда хорошо, а это в последних его работах большая редкость. А любители германоязычного кинематографа без сомнений обрадуются, увидев на экране породистую, красивую актрису Веронику Феррес.
Разительное несоответствие «Заплати призраку» тому, что принято считать в широком прокате хоррором, чему-то вроде «Синистера» и «Астрала», выстроенных вокруг того или иного придуманного сценаристами сверхъестественного явления, а не вокруг героев и повести в целом, привело к выходу фильма на цифровых носителях одновременно с прокатом. Но не только сей факт негативно сказался на кассовых сборах, «Заплати призраку» это старомодная история, где важен смысл и герой, пусть и разворачивается она в интерьерах потустороннего пространства. Если вы предпочитаете фильмы ужасов атмосферные и мистические вроде «Омена» с Ливом Шрайбером или «Заклятия» с Патриком Уилсоном, и любите страшные новеллы, то «Заплати призраку» непременно придется вам по вкусу, в противном случае стоит его пропустить.
Евгения Савкина
РЕЗЮМЕ: "Врата тьмы" можно порекомендовать любителям мистических триллеров, однако ожидать от фильма чего-то уж очень сверхъестественного не стоит, ибо чувство второсортности не покидает при просмотре, а попытки напугать и вовсе остаются безуспешными. Тут есть к чему придраться, безусловно, но, учитывая финансовые рамки проекта, то, что удалось выжать из данной темы, думаю, одного просмотра любителям жанра достойно.
Николай Лежнев