После феноменального успеха фильма "Шестое чувство" любой новый опус индийца М. Найт Шьямалана вызывает повышенный зрительский интрес. Вот и "Визит", фильм с бюджетом 5 млн.$ стартовал в мировом прокате 30 августа и собрал более 90 млн.$ кассовых сборов. Украинская премьера картины намечена 26 ноября 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Бекка (Оливия ДеДжондж) и Тайлер (Эд Оксенбульд) едут на неделю в гости к бабушке с дедушкой. Семейные обстоятельства сложились так, что раньше они никогда не встречались. Их мама (Кэтрин Хан) не разговаривала с родителями 15 лет а они вдруг завели сайт и стали популярными семейными консультантами. Поэтому она отправляет туда детей с легкой душой. Старики ведут себя странновато. У дедушки Фредерика (Питер МакРобби) - недержание и он собрал гору испачканных подгузников в отдаленном сарае. Бабушка Мария Белла (Дианна Данаган) после 21.30 бродит по дому голая и царапает ногтями стены.К тому же она постоянно предлагает Бекке залезть полностью в духовку и почистить ее изнутри. А приступы смеха объясняет тем, что "Нужно все время смеяться, чтобы тьма не выбралась наружу!" Но дети хорошо воспитаны, терпят неудобства и поначалу списывают странности на болезни и преклонный возраст. Бекка всё записывает на камеру и намеревается сделать документальный фильм. Ситуация усугубляется с каждым днём.До отъезда остался всего один день и Бекка впервые показывает видео с бабушкой и дедушкой своей маме...
РЕЦЕНЗИЯ: М. Найт Шьямалан после двух фантастических блокбастеров, плохо принятых как зрителями, так и критиками, возвращается к тому, что получается у него лучше всего - к авторскому кино. Пять миллионов долларов, пейзажи Пенсильвании и Филадельфии, а также помощь продюсера Джейсона Блума, ответственного за такие хоррор хиты как «Астрал», «Судная ночь» и «Синистер», помогли Шьямалану поставить фильм, сочетающий в себе два главных достоинства любого произведения искусства - оригинальное высказывание автора и стремление заинтересовать зрителя как формой, так и содержанием. Снятый в стиле found footage «Визит» состоит из иного набора атрибутов, нежели обычно составляют суть стилизации под любительскую видеосъемку. Шьямалан не ограничен в средствах и у него нет цели оправдать картинку ненадлежащего качества (что, например, было сделано командой креативных и талантливых кинематографистов в первой части франшизы «V/H/S», название которой дает примерное представление о количестве цифровых помех на экране). Кроме того в данном случае у создателей картины нет направленности на превращение необычной манеры съемки в маркетинговую фишку, ценную саму по себе (в качестве наглядных примеров можно вспомнить «Пирамиду» и «Слэндера», которые значительно снизили бы свое и без того невысокое качество, будь они исполнены в традиционной манере). «Визит», в силу особенностей визуализации в сочетании с художественным замыслом, корректней всего сравнивать с картинами «Монстро» и «Париж — город мертвых». Последние объединяет с произведением Шьямалана использование found footage не из утилитарных соображений, или же в качестве пикантной особенности, а исключительно как способа наиболее полной реализации сущностной стороны повествования, без которого невозможно представить ужас главного героя работы Дж. Дж. Абрамса или же погрузиться в настоящий ад, расположенный прямо под столицей Франции. Иными словами, случаи, когда использование «дрожащей» цифровой камеры (купить пристойный аппарат в наши дни может буквально каждый желающий) есть средство, а не цель — очень редки. Главные герои рассказа «Визит» это брат и сестра, делающие видеопроект о собственной семье. Семья их, как сказал бы представитель социологических наук, дисфункциональна и состоит из матери-одиночки и бабушки с дедушкой, коих Тайлер и Бекка никогда не видели. Именно визит внуков к представителем старшего поколения становится эпицентром всего хоррора, что содержится в картине. Без спойлеров описать «приключения» главных героев не получится, а сказать в общих чертах - исказить замысел режиссера. К слову, в этом уникальность стиля Шьямалана, вам не удастся рассказать о его работах кратко и емко, без потери смысла. Лучше всего происходящее на экране в «Визите», характеризует рабочее название фильма - «Sundowning». То, что казалось немного странным в свете дня, обретает поистине устрашающую форму ночью. Конечно же, М. Найт Шьямалан не сделал «Визит» типичным хоррором из репертуара современного кинотеатра, этот уроженец Индии слишком умен и опытен для такой растраты своих сил. «Визит» это фильм, притворяющийся мистическим ровно до того момента, как режиссеру становится более интересным показать, что такое настоящее безумие и не менее подлинная стойкость и семейные узы. Кроме того, постановщик не забывает о том, что Тайлер и Бекка всего лишь дети, и добавляет в повествование немного юмора и веселья (в частности хип-хоп читки Тайлера). Из фильмографии Шьямалана к «Визиту» наиболее близки «Таинственный лес» и «Знаки» по причине рассматриваемой тематики семейных отношений, а вот подобрать синоним для картинки «Визита» не удается. Постановщик доходит до пределов эстетизации, выписывая название фильма и его глав ярко-красными буквами на фоне зимних пейзажей, а пресловутый found footage получая не в результате монтажа более или менее удачно запечатленных сцен, а наоборот — выводя его итогом реализации тщательно продуманной раскадровки. Хотя из-за динамичности сюжета, быстро забывается о том, что «Визит» снят в «новаторском» стиле, но стоит хотя бы на минуту сосредоточиться именно на манере подачи, сочетании планов и ракурсов, как становится понятно - была проделана колоссальная работа, но Шьямалан выдает ее за небрежность, как участники «SNL» преподносят часы и дни работы в качестве импровизации. Если говорить об импровизации, то нельзя обойти вниманием одного из актеров «Визита». Юный Эд Оксенбоулд (немного напоминающий Дакса Шэпарда) обладает просто уникальными драматическими способностями и пластикой, сулящими этому начинающему таланту большое актерское будущее. Из известных же имен в картине присутствует только лишь Кэтрин Хан, поэтому «Визит» явно разочарует тех, кто падок на «звезд». По признанию самого Шьямалана существует три версии «Визита». Одна из них представляет собой арт-хаусный фильм, вторая - комедию, а третьей является та, что попала в широкий прокат. Причиной этому жанровому калейдоскопу послужило стремление режиссера развернуть полотно хоррора в интерьерах обыденности, сделав главными героями детей. Но, от того, что действующие лица находятся в нежном возрасте, происходящее не кажется менее жутким, а возможно это и усиливает зрительский страх, ощущение присутствия. К слову, только замешательством рейтинговой комиссии из-за юных созданий в главных ролях, можно объяснить присвоенную «Визиту», включающему ряд сцен брутального насилия, маркировку PG-13. По неведомой причине публика почему-то ждет от М. Найта Шьямалана чего-то вроде «Шестого чувства», а лучше - его бесхитростной копии, что просто идеально совпало бы с трендами кинорынка, основанного в наши дни на ремейках и перезапусках. Но Шьямалан упорно снимает другое кино, будь то фантастика с Уиллом Смитом, злой выпад в сторону некоторых особенностей социального устройства в «Таинственном лесе» или же «Знаки» с их апелляцией к сфере сакрального. На этот раз автор предлагает занятную относительно киноремесла поделку, сочетающую в себе комедию и почти животное безумие, жестокость, иллюстрируя с ее помощью важность семейных уз. Ведь кто знает, каким был бы визит Тайлера и Бекки, если бы их родственники были чуть менее эгоистичными. Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: явление М. Найта Шьямалана народу если и сравнивать с разрывом бомбы, то только атомной. Формально третий, а по гамбургскому счёту первый фильм 28-летнего индийца, вышедший на экраны в 1999 году (речь, конечно же, о "Шестом чувстве" с Брюсом Уиллисом и Хэйли Джоэлом Осментом) в самом хорошем смысле взорвал мозги и зрителям, и критикам. Ну и кассу, конечно: мировые сборы превысили 40-миллионный бюджет более чем в 15 раз. Уже шестнадцать лет, говоря о фильмах с неожиданным финалом, которых с тех пор снято немало, все сравнивают их именно с "Шестым чувством". Уже шестнадцать лет, смотря мрачные запутанные истории, зрители надеются на концовку, ставящую всё, что они видели, с ног на уши. Но можно ли постоянно удивлять зрителя одним и тем же трюком? Иногда — довольно успешно ("Знаки", "Явление"), иногда заклинивает ("Девушка из воды", "После нашей эры"), а "Повелитель стихий" и вовсе получил пять антипремий "Золотая малина", в том числе и за худший фильм года. Сравните это с шестью номинациями на Оскар "Шестого чувства". и вот, наконец-то и Шьямалан пришёл к мысли о том, что хороший юмор к лицу любому лицу, даже если это загадочное лицо ужасающего мистификатора. Жути в этой истории предостаточно, но как утро сменяет вечер, так и очередная шутка Тайлера сменяет очередной ужас. А то и пересекает его прямо посередине. Маленький австралиец Эд Оксенбульд мило шепелявит рэп ("Ты можешь ждать Аль Пачино на белом коне, но все равно свет клином сойдется на мне!") и вообще, очень неплохо справляется с ролью, хотя понятно, что выбранный автором жанр одинаково маскирует как достоинства актёров, так и их недостатки. Этой особенностью и пользуются создатели mockumentary при кастинге. В "Визите" тоже нет ни одной, даже самой захудалой звезды. Да и весь бюджет - пять миллионов, какие уж тут звёзды. Что-что, а нагнетать атмосферу Шьямалан умеет. Туман, голые кусты, голая бабуля с растрёпанными седыми волосами, одиноко стоящие наполненные смыслами сараи и колодцы, лестница в тёмный подвал - всё идёт в ход. Уже на вторые сутки пребывания деток в гостях зритель встречает день смехом, вечер — нервным хихиканьем, а утро - выдохом облегчения. Индиец не гнушается пускать в ход даже запрещённую Женевской Конвенцией тяжёлую артиллерию - "бу"-эффект. Псевдодокументалистика использует его как радикальный аргумент, и делает это очень редко, потому что и так страшно. В классической "Ведьме из Блэр", например, он не встречается ни разу, а попробуйте посмотреть этот фильм в одиночку в тёмной комнате. В "Визите" что-то шумно и неожиданно выпрыгивает перед камерой раз пять-шесть. Конечно же, накладываясь на повышенную реалистичность, это работает! Несколько разочаровывает финал - слезливый и назидательно-семейный, как будто от другой истории. В результате - всего минута, но впечатление подпорчено.
РЕЗЮМЕ: хоть М. Найт Шьямалан больше не взрывает мозг, пациент скорее жив, чем мёртв. Рука мастера ещё достаточно тверда и может делать любопытное кино. Все его фильмы (ну, или почти все), включая "Визит", можно смотреть. Нового "Шестого чувства" нет и не предвидится. Ну и ладно - будем обходиться старым или привычными пятью...
Николай Лежнев