Обласканный призами и номинациями, фильм аргентинского режиссера Лусии Пуэнсо вышел в широкий мировой прокат с 21 мая 2013 года и вот 27 мая 2014 года, спустя почти год, намечена дата релиза DVD. Оценка www.kino-nik.com 7/10
О ЧЕМ КИНО: Патагония, 1960 г. По дороге в городок Бариоче немецкий доктор Гельмут Грегар встречает аргентинское семейство, владельцев отеля на берегу озера Нагуэль Хуапи. Ева (Наталия Орейро) и Энцо (Диего Перетти) сдают ему комнату. Образцовая семья вновь пробуждает в ученом тоску по чистоте и совершенству. Его внимание особенно привлекает 12-летняя Лилит (Флоренсия Бадо), которая кажется слишком маленькой для своего возраста. Не догадываясь о том, кем на самом деле является их новый знакомый, семья соглашается приютить его. С разрешения Евы, Гельмут начинает лечение Лилит особыми гормонами и девочка начинает расти. Обаяние этого человека, его элегантные манеры, знания и богатство очаровывают их… но однажды они понимают, что живут рядом с одним из величайших преступников всех времен.
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: аргентинка Лусия Пуэнсо сочетает в себе два редких: качества ум и красоту, что вкупе с режиссерским талантом позволяет ей делать очень хорошие фильмы. «Вакольда» не только смог собрать 300 тысяч долларов в прокате в США, что для не англоязычного фестивального фильма очень достойный результат, но также именно эту картину Аргентина выдвигала в качестве претендента на премию Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Лента получила премию "Гойя" как лучший латиноамериканский фильм 2014 года.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: детектива ждать не стоит, здесь главным является показать встроенность доктора в новую южноамериканскую жизнь, где он не оставляет идей о «чистоте» крови и начиная с куклы по имени Вакольда, постепенно переходит к пациентам из плоти. Гельмута Грегара (Йозефа Менгеле) мы видим глазами девочки Лилит, которая к нему искренне привязана, а потому не выказывает ненависти или же просто моральных осуждений. Хобби отца Лилит — изготовление кукол, а для ее немецко-говорящего друга досуг составляет изучение физиологии и анатомии людей. В «Вакольде» нет изувеченных трупов и каких-либо флешбэков во времена функционирования Освенцима - разобранные куклы и их детали с лихвой демонстрируют постулат об обесценивании человеческой жизни. Бывший нацист в системе повседневности — вот центральная тема фильма. Зло кроется под личиной добра. Наш доктор мил и опрятен, учтив и готов прийти на помощь. Только вот в дневнике у него странные рисунки и записи об арийской расе. Сказать о дневнике стоит отдельно — так как зарисовки демонстрируют некоторые опыты, которые германский доктор в пору своей активной «трудовой» деятельности проводил в действительности. Создатели фильма историю знают, надо отдать им должное. Условно строясь вокруг ставшего уже историческим понятия, «rat lines»("крысиных троп" - так американцы называли маршруты бегства нацистов и фашистов из Европы) картина не раскрывает его содержания, выдавая большой культурный аванс смотрящему, полагая, что он осведомлен о том, что нацистские преступники после окончания Второй Мировой искали убежища в Южной Америке. А затем Моссад объявил на поклонников Адольфа Гитлера самую настоящую охоту — с тайными агентами и погонями. Поэтому невеждам, неосведомленным о базисных моментах истории 20-го века, смотреть «Вакольду» будет трудно и возможно даже скучно. Возглавлявший топ-лист, находящихся в розыске Моссада, Адольф Эйхман упоминается в «Вакольде», так как без этого было не обойтись по той простой причине, что именно после поимки Эйхмана, целью номер один стал Менгеле. Но как и в прочих аспектах, режиссер Лусия Пуэнсо полагается на достаточную образо-ванность зрителя и не дает никаких пояснений и деталей — имя Эйхмана упоми-нается лишь раз, да и то где-то на заднем плане.
Именно от того, насколько вам понравится изображение Йозефа Менгеле как рядового обывателя и зависит в конечном итоге — придется ли вам по вкусу «Ваколда». Некоторые без сомнения не смогут смириться с тем, что местами Йозеф показан положительным героем, и в чем-то они будут правы.
Что вы почерпнете из «Вакольды» решать только вам. Стоило ли сделать главного героя более бесчеловечным внешне? С точки зрения морали — да. А с точки зрения художественной формы — нет. Главное - не забывайте, что «славный» доктор с аккуратными усами самолично встречал узников Освенцима, и возможно даже вел себя учтиво, определяя, когда и как каждому из них следует умереть.
Все актеры играют превосходно. Отдельно хочется отметить испанца Алекса Брендемюля ("Убить Фрейда"), который не побоялся исполнить роль Гельмута Грегара (Йозефа Менгеле).
Ну и, конечно, невозможно не сказать о Наталии Орейро, у которой сложились особенные отношения с постсоветским пространством. Для истинных поклонников Наталии ее появление в столь драматичном и серьезном фильме неудивительно, а вот для тех, кто эту актрису помнит смутно (например, родители ее поклонников) — сюрприз. Наталия отлично справилась с ролью: на экране нет и следа той жизнерадостной красивой женщины, которую мы привыкли видеть на обложках журналов, а есть уставшая мать большого семейства со своими проблемами и неоднозначной семейной историей. Стоит отметить, что пол-фильма Орейро говорит на немецком языке.
РЕЗЮМЕ: жаль, что Лусия Пуэнсо сделала фильм слишком уж в отстранено-романтической манере. Само по себе это не является недостатком, но вот для широкого проката - это не формат. Художественно это очень смелый ход - рассказывать историю нацистского преступника не осуждая его, и рассматривая героя глазами 12-летнего подростка. Благодаря такому тону Лусия Пуэнсо удостоилась Каннской номинации «Особый взгляд». Но для массовой публики тяжеловато воспринимать фильм без явного деления на «плохое» и «хорошее», а также без четких моральных выводов. Как бы там ни было, такая художественная форма в сочетании с не теряющей актуальность темой, обеспечили «Вакольде» большое количество показов в рамках самых разнообразных фестивалей...
P.S. Кстати, у знаменитого футболиста Лионеля Месси в 11 лет был диагнос-тирован дефицит соматотропина (гормона роста). Аргентинский «Ривер Плейт» не имел достаточного количества денег, чтобы заплатить за лечение, поскольку это стоило 900$ в месяц. Поэтому один из скаутов испанской "Барселоны" уговорил совет директоров «сине-гранатовых» оплатить переезд семьи Месси в Европу, а также лечение, стоившее 90 тысяч евро в год.
P.P.S. Значительную часть работы Йозефа Менгеле составляли опыты над заключёнными, включая анатомирование живых младенцев; кастрация мальчиков и мужчин без использования анестетиков; подвергал женщин ударам тока высокого напряжения с целью тестирования их выносливост. Однажды он стерилизовал группу польских монахинь при помощи рентгеновского излучения. За 21 месяц своей работы в Освенциме заработал репутацию одного из самых опасных нацистов, получил кличку «Ангел Смерти». Лично встречал поезда узников, приезжавших в лагерь, и сам решал, кому из них предстоит работать в лагере, кто пойдёт на его опыты, а кто сразу же отправится в газовую камеру.
Особый интерес доктора Менгеле вызывали близнецы. В 1943 году Менгеле выбирал близнецов из общего количества прибывавших в лагерь и поселял их в специальных бараках. Из 3 тысяч близнецов выжили только 300. Среди его экспериментов были попытки изменить цвет глаз ребёнка впрыскиванием различных химикатов в глаза, ампутации органов, попытки сшить вместе близнецов и пр. Люди, оставшиеся в живых после этих опытов, умерщвлялись. Менгеле также проявлял интерес к физиологическим аномалиям, в частности к карликам. Жертвами Менгеле стали десятки тысяч человек. По официальной версии Менгеле утонул в 1979 на пляже в Бразилии в возрасте 67 лет
Николай Лежнев