Удивительно, но фильм на серьёзную тему о "чёрных" списках Голливуда поставил Джей Роуч, который на раз заставлял краснеть зрителя во вовремя просмотра "Знакомства с Факерами" и шокировал комедиями "Борат" и "Бруно" с Сашей Байрон Коэном. В "Трамбо" сыграли Хелен Миррен, Дайан Лэйн и Брайан Крэнстон, который номинирован на премию "Оскар" в категории "Лучший актер". Мировая премьера "Трамбо" состоялась 12 сентября 2015 года, в Украине фильм стартует 11 февраля 2016 года. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: кино основано на реальных событиях и повествует об известном сценаристе и режиссёре Далтоне Трамбо (Брайан Крэнстон), который имел своё мнение и всегда его отстаивал. Многие думают, то что в Америке жилось лучше, чем в СССР, но это кино как раз и рассеивает этот миф. Коммунизм в 40-х годах незаметно влился в американское общество, но в связи с жаркой Холодной войной с Россией начались гонения на коммунистические настроения. В число прочих попали известные американские кинематографисты - сценаристы, режиссеры, актеры, и был сформирован "Черный список Голливуда", в котором оказался и Далтон Трамбо. Мало того, что каждый из этого списка отсидел в тюрьме год, им после выхода было запрещено заниматься профессиональной деятельностью. А чем может заниматься сценарист, кроме как писать сценарии? Трамбо нашел выход - начав с копеечных заказов, он начал писать сценарии под чужими именами и дописался до того, что сначала его фильм "Римские каникулы", а потом "Отважный" про мальчика с быком получили «Оскар» за лучший сценарий. Естественно, получал заветную статуэтку другой человек...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: байопик "Трамбо" чуть было не подался в сторону разбора полетов политики демократов и коммунистов в послевоенной Америке, однако режиссер-дебютант в драматическом жанре Джей Роуч сумел все же избежать уже поднадоевшей темы, целиком и полностью обведя красным фломастером жизнь и творчество великого сценариста Далтона Трамбо, одного из членов так называемой "Голливудской десятки". События начинаются спустя пару лет после завершения войны. О былом союзе с русскими никто уже не хочет вспоминать, и все вокруг начинают позиционировать их как врагов, а членов коммунистической партии Америки, как предателей. Среди них было много представителей кинопроизводства, в том числе и успешный и кассовый сценарист Далтон Трамбо (Брайан Крэнстон). Трамбо сразу же подвергается всяческими обвинениями в свой адрес, будто бы он изменник родины и так далее. А конечном итоге, его и еще некоторых деятелей кино (сначала их было 10, от этого и "голливудская десятка") занесли в "черный список", то есть в перечень людей, которым нельзя больше работать в индустрии. Естественно, Трамбо это не остановило ("Рабочий может сражаться, но богач знает как победить!"), он продолжил писать сценарии, однако уже не под своим именем. Среди самых известных его работ числятся сценарии к "Римским каникулам" 1953 года с Одри Хепберн и Грегори Пеком и чуть позже к фильму "Храбрец" 1956 года. Оба сценария получили премию "Оскар". Согласитесь, противоречивые чувства, смотреть по телевизору как вручают "Оскар" за твою работу другому человеку. Да, ты сам согласился на это, и ты радуешься самому факту широкого признания твоих трудов, но всё же доля обиды присутствует. В последствии оба "Оскара" вручили Далтону, причем один за пару месяцев до смерти сценариста, а за "Каникулы", уже много лет спустя - его вдове. К слову, Трамбо получил еще и третий "Оскар", причём лично. Но как бы великолепны не были эти сценарии, самым знаковым стал "Спартак" Стэнли Кубрика, где весомую роль сыграл главный актер фильма и один из продюсеров - Кирк Дуглас. Если вы не знаете в чем тут знаковость этого события для Трамбо, тогда тем интереснее будет картина Роуча.
Режиссёр "Бората" и "Бруно", кстати, неплохо поработал над фильмом, сместив фокус истории. Начав "Трамбо" как противостояние демократов и коммунистов, он сменил вектор. Ведь главный герой - коммунист, следовательно, Роучу как постановщику необходимо доказать правоту своего героя, то есть описать ясно и понятно, что в коммунизме нет ничего плохого, и герой фильм борется за правое дело. Но воспевать коммунизм американскому режиссеру не особо удавалось ни в те времена, ни сейчас, да и какой смысл углубляться в политику, с которой всегда очень сложно. Один неверный шаг, и твой фильм упадет прямиком в бездну скукоты и бесконечных реплик. Да, в картине есть яркий выглядит диалог Трамбо с героем вестернов Джоном Уэйном, в котором Трамбо показывает всем, какой тот карьерист и "патриот". История о которой в Голливуде предпочитают не говорить - когда все актёры пошли добровольцами на войну с нацистами, Джон Уэйн делал себе имя и карьеру в кинематографе при полном отсутствии достойных актёров. Но Джей Роуч взял вторую ипостась героя - ведь показать все прелести работы сценариста куда проще, чем коммуниста. Да и история сразу оживает, подпитанная реальными событиями и великолепной игрой Брайана Крэнстона. Другой вопрос, хотел ли режиссер или даже сценарист фильм Джон МакНамара показать нам кинематограф, и сценаристов в частности, метафорой коммунизма? Это уже отдельная тема.
Крэнстон сыграл действительно великолепно, его портрет сутулившегося интеллигента, который за словом в кармане не лезет, предельно красноречиво рассказывает о том, кто же такой был Далтон Трамбо. Рабочий стол в ванне с водой, любовь к собственной семье, толерантность к окружающим, прямо в лицо обвиняющим его в предательстве родине, которое он не совершал. А еще образцовое трудолюбие, лишенное и капли тщеславия. Да, как и любому человеку, всецело посвятившему себя работе, ему трудно избежать разногласий в семье. Но взаимопонимание всегда приходит, иногда маскируясь под смирение. В роли жены Трамбо, Клео, выступила скромная на вид, но всегда чувственная Дайан Лэйн. Знакомую женщину-репортера, которую можно охарактеризовать как "извивающуюся мерзкую змею" сыграла Хелен Миррен, а настоящим подарком стал Джон Гудман, изобразивший крупного продюсера, который в разговорах на повышенных тонах может и за бейсбольную биту схватиться.
РЕЗЮМЕ: "Трамбо" - это отчасти история лжи, предательства и принижения прав на свободное волеизъявления. Но с другой стороны, это история о великом борце против системы, человеке, который доказал свою правоту делом, а не словами. Сотни замечательных сценариев вышли из-под его пера, какие-то целиком за его авторством, а некоторые лишь подверглись исправлению, но та работа, что он проделал во благо развития всего кинематографа, неизмерима ни одной наградой. Поэтому фильм об этом человеке заслуживает внимания.
Николай Лежнев