Режиссеру фильма, легендарному актеру Клинту Иствуду, уже 85 лет, но его имя все еще много значит для кинолюбителей. Неудивительно, что его новый проект, агитка "Американский снайпер", при бюджете 58 млн.$ собрал в прокате почти в десять раз больше - 517 млн.$ (!!) Мировая премьера фильма состоялась 11 ноября 2014 года, в Украине картина стартует 19 марта 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: отец говорил Крису Кайлу (Брэдли Купер) и его брату: "Есть три типа людей - овцы, хищники и сторожевые псы, которые наделены даром агрессии и защищают стадо. В нашей семье не будет овец и я надеру задницу тому кто захочет стать хищником!". Незадолго до террористической атаки на Нью-Йорк 11-го сентября техасец Крис решает записаться добровольцем в морскую пехоту. За время учебки Крис показывает отличные результаты в стрельбе и, пройдя серьезный отбор, попадает в Ирак в качестве снайпера. Дома Криса ждет беременная жена Тайя (Сиенна Миллер). С каждой новой командировкой на войну Крис все больше отдаляется от семьи и мирной жизни, понимая, что там, на передовой, он нужнее, и от него зависят жизни товарищей, но в итоге ему придется сделать непростой выбор. Простой спецназовец стал легендарным снайпером - на его счету 255 уничтоженных врагов, 160 из которых подтверждены документально.
РЕЦЕНЗИЯ: «Американский снайпер»: Выстрелы как музыка.
Мемуары «морского котика» Криса Кайла, написанные Скотом МакЭваном и Джимом ДеФеличе не только почти год входили в список бестселлеров The New York Times, но и получили экранную версию от Клинта Иствуда. Ради главной роли в «Американском снайпере» Брэдли Купер набрал столько мышечной массы, что репортеры The Daily Mail перестали узнавать его на улице, и несколько раз подписывали фотографии словами «человек, похожий на Брэдли Купера».
Прототип главного героя картины не обладает талантами умелого рассказчика, поэтому для написания собственных мемуаров нанял профессиональных публицистов, его дарования простираются в другой плоскости: Крис Кайл профессиональный военный снайпер, на счету которого 255 взятых целей. Режиссер Иствуд, известный своими радикально патриотическими взглядами, на протяжении 2-х часов поет дифирамбы герою своего фильма, и его заботит лишь позитивный моральный аспект личности Криса Кайла, как солдата — защитника родины и как честного гражданина — пусть неотесанного, но мужественного и по-своему галантного.
То, что история эта многогранна и явно в качестве кинофильма не может рассматриваться лишь в качестве оды американскому солдату, было подмечено Стивеном Спилбергом, который три месяца занимался подготовкой к постановке фильма и даже предоставил черновой сценарий объемом более 150 страниц. Но студия Warner Brothers увидела в трактовке Спилберга потенциальную опасность, заключающуюся в неоднозначности и отсутствии рьяного патриотического чувства, понятого как героизация любого участия в любой войне. Ведь Спилберг наверняка обратил бы внимание на то, что главный герой нарушает единственную заповедь киллера из фильма Люка Бессона «Леон», а судьба, доказывая, что жизнь сложнее, чем это может показаться, уготовила Крису Кайлу довольно прозаичный и в то же время поучительный финал. У Иствуда же видение довольно просто, и этой самой простотой привлекательно: тот, кто смотрит на врага сквозь прицел снайперской винтовки, всегда прав.
Автор сценария довольно легкожанровых и не содержащих глубинной философии «Паранойи» и «Бабника», не изменяет своей манере и адаптирует книгу «American Sniper: The Autobiography of the Most Lethal Sniper in U.S. Military History» буквально, иносказательность и метафоричность чужды Джейсону Холлу. А Клинт Иствуд в свою очередь переносит написанное на экран и делает это в высшей степени профессионально, но недостаточное использование кинематографии как средства, которое позволяет не только смотреть, но и видеть, способствует некоторому критицизму в отношении «Американского снайпера».
По своему стилю «Американский снайпер» очень близок к картине «Уцелевший», но работа Питера Берга априори не могла содержать никакой изысканности, так как представляла собой историю страшной гибели подразделения американских вооруженных сил, показанную в пределах хронометража фильма. Но Берг даже в таких ограниченных рамках художественного выражения смог продемонстрировать зрителю, что война это сумеречная ситуация, когда все краски серы, а среди врагов могут найтись и те, кто желает мира, а не вовсе не убийств и жестокости.
И критика Сэта Рогена, который сравнил «Американского снайпера» с «Героем нации» Элая Рота, точно отражает суть стилистики Клинта Иствуда. Режиссер сам не сомневается в абсолютной праведности своего героя и не дает ни единого повода для того, чтобы это сделал зритель. Роген за свои слова подвергся нападкам со стороны тех, кто в силу особенностей мышления усмотрел в его высказывании сравнения с нацистским снайпером Фредериком Золлером из «Бесславных ублюдков». Но Сэт всего лишь употребил иронию, чтобы выказать свое недовольство примитивизацией характера главного героя и всех его поступков, деления на «черное» и «белое».
Интересно, что такая крайне примитивная относительно режиссуры и сценария картина, при всех ее неоспоримых достоинствах морального толка, получила множество номинаций на премию Оскар, тогда как вышедшие в этот же год «Ярость» и «Несломленный» остались вне поля зрения академиков. Истории Дона Коллиера и Луи Замперини выполнены куда более изобретательно. И более того «Ярость» содержит в себе сцены драматургии высшего толка; сцены, ради которых многие театральные драматурги, не задумываясь, последовали бы примеру доктора Фауста.
Продолжая логику абсолютизации и неоспоримости морального авторитета Криса Кайла, взятую Клинтом Иствудом в качестве методологии, актер Брэдли Купер не выглядит очевидной кандидатурой на главную роль. Мистер Купер бесспорный талант, способный проявить себя в любом жанре от комедийного «Мальчишника в Вегасе» до трагических «Слов». И дело не в том, что Брэдли совсем не похож (даже с учетом набранной мышечной массы) на Кайла. Просто изображение идеального, по мнению Клинта Иствуда, героя требует и привлекательного актера, в которого зритель влюбится, а Купер харизматичен, но не привлекателен. Впрочем, для любителей классической красоты в «Американском снайпере» есть Джонатан Грофф. Его роль, правда, состоит всего лишь из одного эпизода, но любое появление этого прекрасного молодого человека на экране способно подарить настоящее эстетическое удовольствие.
Судить о том, хорош ли «Американский снайпер» довольно проблематично. С точки зрения массового зрителя это безусловный хит (что подтверждают невероятно высокие относительно бюджета кассовые сборы), в котором нет никакой «раздражающей» недосказанности и страшно «неудобного» приглашения к размышлению и осмыслению происходящего на экране — есть лишь абсолютно положительный герой, который идет на войну и защищает мирных граждан от террористов. И понять решение Клинта Иствуда снять такой незатейливый фильм с легко считываемым посланием к зрителю, можно — желание публики есть закон. Тем более, учитывая, что его философский «Дж. Эдгар» был этим самым зрителем принят прохладно и незаслуженно обойден вниманием со стороны ответственных критиков, ответственных за кинонаграды. Но как продукт кинематографии «Американский снайпер» довольно зауряден и односложен.
Лишь в самом конце фильма Клинт Иствуд решит обратиться к своему герою не просто как к объекту с трудной судьбой, а как к ценности, вещи в себе, здесь картина некоторым образом затронет тему, поднятую великолепным фильмом «Повелитель бури». Но этих 15 минут явно недостаточно, ведь на протяжении остальных двух часов «Американский снайпер» транслирует с экрана идею о том, что война это поразительно легко, совершенно забывая о том, что военные потери невосполнимы и носят не только вещественный характер.
Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: снимать фильмы о фанатиках очень сложно, а в фильме "Снайпер" Крис Кайл настоящий фанатик и есть. Он не задумываясь ни на минуту называет всех иракцев дикарями и говорит: "Я пришел в армию чтобы защищать нашу великую страну. Я просто хочу выполнять свой долг - и все!". А на слова напарника: "Я пытаюсь найти смысл в том, что мы тут делаем" Крис, не колеблясь, отвечает: "Я не хочу, чтобы эти уроды дошли до Сан-Диего!" Напарник с "большими" глазами отворачивается - теперь с Кайлом все оконча-тельно понятно. Как и положено, опытный режиссер Клинт Иствуд, не рисует главного героя одной краской. Поэтому в фильме есть линия противостояния американского снайпера с неким Мустафой, членом олимпийской сборной Сирии по стрельбе. И, разумеется, любовная линия - со своей женой Тайей (Сиенна Миллер) Крис разговаривает даже во время боевого дежурства, одновременно разглядывая в оптический прицел иракского пацанёнка с гранатометом и решая - жить ему или умереть. С идеологической точки зрения фильм выдержан очень строго и у военного ведомства США наверняка не будет вопросов к Иствуду. Но опытный режиссер - отнюдь не простой ремесленник, а выбор на главную роль Брэдли Купера ("Мальчишник в Вегасе"), с его несколько опереточной внешностью, придает фильму двойственность и неоднозначность. С технической же точки зрения фильм "Снайпер" практически безупречен, хотя в нем нет режиссерских находок как, к примеру, в классическом "Спасая рядового Райана". А финальный бой ничем не удивит тех кто играл в шутер Call of Duty: modern warfare...
P.S. Крис Кайл служил в ВМС США в 1999—2009 годах и четыре раза направлялся в боевые командировки в Ирак. Он был дважды ранен. В Эр-Рамади его называли «Дьявол Рамади» (Al-Shaitan Ramad), была назначена награда в 20 тысяч долларов за его голову. Самым дальним его выстрелом считается уничтожение партизана, вооружённого гранатометом, на расстоянии 1920 м (2100 ярдов). Кайл был дважды удостоен Серебряной звезды и награждён пятью Бронзовыми звёздами. В 2009 году Кайл оставил службу в ВМС США и переехал в Техас. Работал в должности главы предприятия Craft International, которое обеспечивало подготовку снайперов и телохранителей. В 2012 году выпустил автобиографическую книгу «Американский снайпер». Убит 2 февраля 2013 года на стрельбище в округе Эрат вместе со своим товарищем Чадом Литтлфилдом. Убийцей был «ветеран Афганистана и Ирака» Эдди Рэй Рут, страдавший от посттравматического стресса. Рут был приговорён к пожизненному заключению без права пересмотра приговора.
Николай Лежнев