Лента режиссера Стивена Хопкинса ("Призрак и Тьма") рассказывает о подвигах легендарного легкоатлета Джесси Оуэнса на ОИ-1936 в фашистском Берлине. И немного рекламирует продукцию фирмы Adidas. Главные роли в фильме исполнили Стэфан Джеймс, Джейсон Судейкис, Кэрис ван Хаутен, Джереми Айронс, Уильям Хёрт, Давид Кросс, Барнаби Мечурат. Мировая премьера фильма состоялась11 февраля, на экраны Украины картина вышла 14 июля, релиз DVD запланирован на 2 сентября 2016 года. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: история легендарного чернокожего атлета Джесси Оуэнса, чье невероятное упорство привело его на Олимпийские игры 1936 года в нацистском Берлине. Встретившиеся на его пути преграды и искушения — ничто в сравнении с грандиозным забегом, за которым следил весь мир. Затаив дыхание, одни надеялись на победу Джесси как на символ справедливости и достоинства, а другие жаждали его поражения во имя триумфа идеологии....
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: очень странно, что о легендарном Джесси Оуэнсе не было снято ни одного биографического фильма. Рекорды Оуэнса-легкоатлета держались десятилетиями. Оуэнс с его фантастическими результатами, безусловно, был костью в горле для расово непримиримой части Америки. Но, только спустя восемь десятилетий после Берлинской олимпиады 1936 года о недосягаемой высоте Оуэнса-спортсмена была снята спортивно-политическая драма "Сила воли".
Действие фильма заключено в недолгих три года, спресованных в два часа экранного времени. Этого хронометража хватает Стивену Хопкинсу, чтобы последовательно показать рождение, становление и триумф большого спортсмена. Хопкинс обстоятелен как режиссер байопика, но обстоятелен хрестоматийно. Все на своих местах. И атлет, и его тренер Ларри Снайдер, и Геббельс, и Лени Рифеншталь, и безмолвный Гитлер. Они нужны в кадре. Как же без них, но они почти совсем без драмы. Не по Станиславскому.
Сюжет фильма правилен и тривиален как воскресная проповедь. "Силе воли" не хватает спортивного азарта, не хватает эмоций спорта, не хватает спортивного нерва. Не считать же таковым напуствие Оуэнсу от травмированного соперника: "Поезжай в Берлин и надери Гитлеру зад!"... Любой спортивный болельщик двумя руками подпишется за сопереживание и вовлеченность при просмотре любимых соревнований. В "Силе воли" этого нет, фильм выстроен по принципу последовательной созерцательности за противоречивыми событиями. Шутка ли, олимпийский комитет США практически паритетным голосованием утвердил отправку своих спортсменов на Олимпиаду в нацистскую Германию и в составе спортивной делегации темнокожие спортсмены и евреи. Святая американская демократия против поднявшего голову нацизма.
Поэтому драма Оуэнса-спортсмена, Оуэнса-человека и Оуэнса-представителя социально-притесненной расы разыграна с методической правильностью школьного драмкружка, включая дежурную фразу: "Между Германией и США разница небольшая, если копнуть..." Это еще одна проблема "Силы воли" как фильма, в котором отсутствуют яркие и харизматичные роли. Скрашивают и украшают повествование только Джейсон Судейкис в роли потрясающе интуитивного, переживающего и верящего коуча Ларри Снайдера, Кэрис ван Хаутен, сыгравшей очень непростую роль сильной и свободной от предрассудков Лени Рифеншталь, и, пожалуй, Давид Кросс в образе идеалиста-спортсмена Карла Лонга, главного соперника Оуэнса на Олимпиаде в Берлине.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ: героический подвиг легкоатлета Джесси Оуэнса становится проходной, безбожно упрощенной спортивной драмой. Давайте не путать реальный, действительно духоподъемный подвиг темнокожего легкоатлета Джесси Оуэнса, который на Олимпиаде 1936-го взбесил нацистский режим четырьмя золотыми медалями, и это проходное, посредственное кино по мотивам. Оуэнс не упустил возможности утереть нос Гитлеру – как не упускал и шанса заявить о расизме у себя на родине (а спортсмен, естественно, сталкивался с его проявлениями повсюду, включая кампус университета Огайо, где тренировался). «Сила воли» в свою очередь упускает почти все до одной возможности для настоящей, то есть взрывной драмы. Вот оскорбления со стороны белых спортсменов и зрителей спешно, до проявления подлинной остроты, искупает дружба Оуэнса с его белым тренером Ларри Снайдером (Джейсон Судейкис). Вот долгий путь Оуэнса к отбору на Олимпиаду проносится за две-три монтажных нарезки. Вот, когда к середине второго часа фильм наконец добирается до увешанного свастикой Берлина, упрощения продолжаются: Лени Рифеншталь (Карис Ван Хаутен) оказывается яростной правдорубкой (серьезно!), Геббельс – циничным оппортунистом, а Гитлер – насупленным молчаливым мужичком в бутафорских усах. Байку о том, что фюрер был так раздосадован победами Оуэнса, что отказался его поздравлять (как делал со всеми другими чемпионами Игр), фильм выставляет за бесспорный факт – хотя вообще-то сам Оуэнс вплоть до своей смерти в 1980-м любил, шутки ради, пофланировать совместной с Гитлером фотографией. Безвольно обходит «Сила воли» и другой знаменитый игнор – Оуэнса по возвращении домой не стал принимать Рузвельт. Проще говоря, авторы ухитряются сделать почти невозможное – выстроить на болезненном, сложном материале самый безобидный и невыразительный фильм из всех возможных...
РЕЗЮМЕ: "Сила воли" очень четко показывает, кто такой Джесси Оуэнс, показывает, пожалуй, самую драматичную и насыщенную часть его жизни. Но после просмотра фильма не возникает никаких сомнений и вопросов, как и не возникает желания посмотреть "Силу воли" еще раз. В фильме обилие фактов, но очень мало собственно драмы большого спортсмена. Спорт не определяет политику на Олимпиаде, а вот политика ведет за собой спортсменов. И этой, доходящей до истошности, политической ноты в "Силе воли" иногда слишком много...
подготовил Николай Лежнев