"Дурак ты, что сбрил усы. С ними ты выглядел как настоящий антилец!"
После успеха картины "1+1" новые фильмы Оливье Накаша и Эрика Толедано неизбежно будут сравнивать с их удачным дебютом. Для проекта "Самба" режиссеры приберегли свой главный талисман - исполнителя главной роли в "1+1", Омара Си и на пару к нему добавили звезду альтернативных фильмовШарлотту Генсбур (дочь Джейн Биркин и Сержа Генсбура). Мировая премьера картины состоялась 7 сентября 2014 года, в Украине фильм стартовал 19 марта 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: добрый и застенчивый Самба (Омар Си) - сенегалец, нелегально живущий во Франции десять лет, но неудачи все еще преследуют его. Он работает в ресторане но как только заикается, что хочет подать документы на гражданство и желает повышения на работе, хозяин тут же его подставляет. Элис (Шарлотта Генсбур) - начальник отдела в крупной рекрутинговой фирме, буквально "сгорела" на работе. Теперь она работает стажером в службе иммиграции где и знакомится с сенегальцем. Самба всеми силами пытается получить документы, чтобы трудоустроиться, а Элис ищет спасения от пустоты собственной жизни. Между смехом и слезами их история прокладывает себе дорогу к счастью...
РЕЦЕНЗИЯ: «Самба»: «Я выкрикну твое имя… А все решат, что ты хочешь танцевать».
Пятый полнометражный фильм режиссеров хита «1+1» и четвертая их колаборация с Омаром Си поставлена по роману французской писательницы Дэльфины Кулин. Привычный легкий стиль Оливье Накаша и Эрика Толедано, сочетающий комедийную форму и важное с точки зрения морали содержание, оказался не совсем подходящим для «Самбы», строящимся вокруг темы общественно-политического толка.
Новелла «Samba pour la France», переизданная к выходу фильма с соответ-ствующей тематической обложкой, повествует о нелегальном мигранте по имени Самба, ищущем лучшей жизни в столице Франции. Это литературное произведение впервые вышло в 2011-м году и популярностью за пределами франкоязычных регионов не пользовалось, хотя проблема, поднятая в книге, является крайне злободневной для всей Европы.
В то время, когда некоторые arondisman’ы Парижа вводят негласное правило, согласно которому комнаты и квартиры не рекомендуется сдавать мигрантам, режиссеры-постановщики Накаш и Толедано не теряют оптимизма и не проявляя ни тени иронии, не стремясь к правдоподобию (как, например, это сделали создатели «Qu`est-ce qu`on a fait au Bon Dieu?» фильма о противостоянии различных культур) снимают предельно лишенную острых углов комедийную мелодраму о притес-няемых выходцах из других стран, что стремятся в Европу. Аспект о том, что не все готовы принять правила Старого Света и едва получив пособия, начинают преподавать уроки (в диапазоне от игнорирования местных традиций до нарушения законодательства) тем, кто это пособие выдает, здесь игнорируется. В мире «Самбы» все мигранты исключительно законопослушные, трудолюбивые и миролюбивые люди, способные многое рассказать французам о доброте и терпении.
Как продукт кинематографа «Самба» является очень профессионально и качественно сделанным фильмом, но если рассматривать его в плоскости смыслов, то этот рассказ о нелегалах в Париже выглядит пусть местами и очень правдоподобно, но в целом имеет с реальностью мало общего. В книге Дэльфины Кулин содержалось множество пассажей о противоречиях, возникающих в системе «свой-чужой», но Оливье Накаш и Эрик Толедано почти полностью исключили их, оставив лишь небольшие намеки на драму. Именно это и выделяет «Самбу» из обширного ряда семейных комедий о толерантности (которую, по сути, в данном случае можно назвать обратной), при просмотре которых сахарная патока буквально сочится с экрана. Здесь же портрет главного героя, содержит в себе некоторые нелицеприятные черты вроде лжи и предательства, но в общем они максимально ретушируются авторами.
Во многом предсказуемость сюжета искупается великолепной актерской игрой Омара Си, Шарлотты Генсбур и Тахара Рахима. Если Си показывает образ, почти идентичный исполненному им в фильме «1+1», а Генсбур порой сильно переи-грывает, старательно изображая 40-летнюю невротичку, то вот Тахар Рахим просто великолепен. Этот выходец из Алжира пример той исключительности, которую Старый Свет должен не просто принять, а принять с благодарностью. Герой Рахима представляет то сочетание доброты, целеустремленности, готовности помочь ближнему и легкого нрава, что так редко встречаются в реальном мире. К несчастью у Рахима довольно мало экранного времени, тогда как его история выглядит более правдоподобной, нежели у главного героя.
Отдельно стоит отметить мастерски выполненные сцены, иллюстрирующие жизнь работников тяжелого физического труда. Открывается картина шикарным праздником в дорогом ресторане, а затем камера перемещается на кухню, где работники рады получить хотя бы немного объедков со стола, а затем отправиться ночевать в социальное общежитие. Или же не менее сильная зарисовка, в которой герой Тахара Рахима вместе с другими поденными рабочими ждет на обочине, когда подъедет очередной грузовик со стройки, куда требуется дешевая рабочая сила. Почему режиссеры решили отвлечься от социальной проблематики и заняться исключительно романтизацией главного героя — загадка. Тогда как акцентируй они свое внимание на повседневности существования униженных и оскорбленных, фильм получился бы куда более занятным. Но рассказать романтическую историю, сопроводив ее стильной музыкой Parov Stelar и Syreeta, конечно же, легче.
Со своими воспитательными задачами «Самба» справляется на «отлично», и подростку вне всяких сомнений будет полезно ознакомиться с этой историей, узнать что не всем живется легко и свободно. Но вот общественно-политические события говорят о том, что мультикультурализм это вещь исключительно умозрительная и ее реализация куда более трудна (а, возможно, и невыполнима), чем предполагали идеалисты. А нелегал Самба, меж тем, хороший человек, он заслуживает подобающего отношения, но этот факт лишь ставит вопрос о соотношении индивид/толпа, а не снимает его.
Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: чтобы быть объективным по отношению к «Самбе» с самого начала, нужно признать, что фильму "1+1" он существенно уступает. Накаш и Толедано существенно сместили акценты со злободневной социальной комедии о мульти-культурализме и толерантности в сторону не менее злободневной мелодрамы об отношениях двух абсолютно разных что внешне, что внутренне людей (количество браков между людьми разного цвета кожи и вероисповеданий во Франции в шесть раз превышает общеевропейскую цифру!). Наверное по этой причине шутки лишились зубастости и саркастического изящества "1+1". Нет, они по-прежнему интеллектуально смешны и выстреливают именно там, где и запланировали сценаристы, но эти шутки не достигают той высоты, которую задали авторы в фильме-предшественнике. Сам же "Самба" временами просто буксует на месте, настолько увязая в череде самоповторов, что даже параллельно развива-ющийся сюжет о бедственном положении мигрантов в Европе, уже не цепляет, как прежде. Правда, в фильме "Самба" запоминается забавный персонаж - псевдобразилец Вильсон (Тахар Рахим), которого на самом деле зовут Валид, а столица его Бразилии называется Алжир. Он считает, что "бразильцем быть лучше для поисков работы и для телок". И упрекает Самбу: "Дурак ты, что сбрил усы. С ними ты выглядел как настоящий антилец!"
Для отечественного мало-толерантного кинозрителя странным выглядит дуэт исполнителей главных ролей в лице Омара Си и Шарлотты Генсбур ("21 грамм", "Нимфоманка: часть 1"). То, что случилось с ними - назвать любовью язык не повернется. С первых секунд заметно, что немолодая, сексуально обделенная, одетая как "мымра" Элис, сразу обратила внимание на крупного здоровенного негра и намерения ее очевидны. Удивляет, что с упорством, достойным лучшего применения, Шарлотту Генсбур снимают в эротических сценах притом, что она далеко не красавица и, похоже, волосы не моет принципиально. Судя по всему, это семейное. Ее мама, Джейн Биркин, при всей своей нездоровой худобе, именно этим и была знаменита. Причем сыграла множество ролей лесбийской направ-ленности, "засветившись" в обнаженном виде в компании большинства знаменитых французских актрис. Намерения Самбы тоже очевидны - получить вид на жительство и разрешение на работу. При всём своем добродушии и застенчивости, сенегалец свое не упустит. К примеру, беззастенчиво занимается сексом с девушкой, которую просил найти его друг по лагерю незаконных иммигрантов. Вот и после общения с Элис он получает официальный статус и устраивается работать поваром в столовую национальных гвардейцев.
РЕЗЮМЕ: несмотря на скептическое отношение критиков к новому творению тандема Накаш-Толедано, проигрывает он только своему успешному предшественнику, а посему их фильм вполне можно рекомендовать к просмотру. Да, в историю любви героев мало верится, но кто сказал, что "Самба" - это картина о любви?
Николай Лежнев