Похождения Годфруа де Монмирая и его слуги Жакуя Пройдохи спустя 16 лет продолжаются. Режиссёр Жан-Мари Пуаре перемещает их из современности в 1793 год, в год Великой Французской революции. "Пришельцам" там явно не понравилось, а это значит, что в неминуемом продолжении мы снова увидим Жана Рено и Кристиана Клавье. Мировая премьера фильма с бюджетом 25 млн.евро состоялась 6 апреля , с 14 апреля на украинских экранах фильм представила компания Ukrainian Film Distribution, релиз DVD запланирован на 14 августа 2016 года. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: на этот раз герои очутились в конце XVII века, в разгар Великой Французской революции, где они сразу же попадают под следствие как враги народа и английские шпионы. Но, граф Годфруа де Монмирай и оруженосец Жакуй не были бы собой, если бы они не смогли сбежать. Как только им это удается, зрителям открывается революционная Франция. Ирония во всем, и в отношении свергнутой аристократии, которая даже во время побега не в состоянии отказаться от предметов роскоши и привычного туалета, тащит с собой клавесин и напудривает парик; и над новыми правителями, теперь уже, республики, которые при всех их лозунгах о равенстве и отказе от богатств, тем не менее предпочитают жить роскошных апартаментах и есть с серебряной посуды да, и напомажены они не меньше, чем те, кому они отрубают головы. Годфруа Отважный сталкивается с обмельчавшими потомками, носящих панталоны и не имеющих представление о чести и достоинстве. Они погрязли в собственных пороках, а их умы поразила праздность. Жакуй напротив, нашел своего потомка, заметно улучшившим свое положение в обществе, и поэтому Пройдоха не желает возвращаться в 1123 год...
РЕЦЕНЗИЯ: «Пришельцы: Революция»: Vive la revolution!
Спустя 16 лет после релиза «Пришельцев 2» и многосложных (с полагающимися изъятиями имен из титров и дилеммой о первичности между дублированием и субтитрами) баталий с кинокомпанией «Gaumont» Жан-Мари Пуаре возвращается к истории о дуэте путешественников во времени из раннего средневековья. От главенствующего творческого принципа, заключающегося в непременном наличии у эксцентрической комедии серьезного подтекста, как и следовало ожидать от мсье Пуаре, выпускающего кино- и театральные постановки только при наличии действительно оригинального сюжета, режиссер не отказывается, чем продолжает общий замысел трилогии об исторических параллелях и смущает современного зрителя, знакомого с жанром комедии по североамериканским поделкам с рейтингом PG-13, но не слышавшим о Comedie-Francaise.
Годфруа де Монмирай и его слуга Жакуй — визитеры из года 1123, продолжают переходить из века в век с помощью волшебного зелья и нелепых ошибок. «Революция», как не трудно догадаться, приводит наших героев в 1793 год, когда аристократизм крови уступил права благородству духа, что предоставляет Жану-Мари Пуаре широкое поле для рассуждений и о сути политике? и о характерах обывателей, жаждущих власти, но не справедливости, а также позволяет ввести в повествование героев с именами Максимилиан де Робеспьер, Жан-Поль Марат, Жозеф Фуше и т. д.
Хотя «Революция», чего не было в предыдущих частях «Пришельцев», предоставляет публике огромное количество фактологической информации, поданной весьма сжато, чем предполагает наличие у зрителя некой базы знаний из общего курса истории для распознавания цитат и действующих лиц, прототипами коих выступили реальные исторические личности. Но, в общем, двухчасовое действо продолжает юмористическое, по итогам, сопоставление нравов различных эпох, среди контрастов которых неизменным является стремление обывателя к комфорту — и вот слуга, рожденный в средневековых канавах замка Монмирай, рассуждает, стоя посреди гостиной залы Робеспьера о необходимости раздельного водоснабжения, асфальтированных дорог и беспроводной телефонии.
«Революция», и в этом ключевое ее отличие от прочих картин о Годфруа и Жакуе, по структуре развития повествования более не напоминает набор скетчей, объединенных авторским замыслом, а согласуется с канонами театральной драматургии, увеличивая динамику и плотность событий с каждой сценой. И открытый финал, наличествующий в каждом фильме данного цикла Пуаре, здесь наделен и минорной пронзительностью от того, что более титр «Les Visiteurs» не появится на серебряном экране. Но в большей степени в силу желания авторов сценария и диалогов Жана-Мари Пуаре и Кристиана Клавье, доходчиво и предельно ясно изложить гениальную в своей простоте идею об относительности времени и вечности Человека, в его единстве и борьбе хорошего и дурного, возвышенного и подлого, Годфруа и Жакуя.
Пуаре и Клавье, как и все комики, с опытом и возрастом трансформируют острословие в остроумие, из-за чего отношение к созданным персонажем наполняется любовью и снисходительностью. Наглядным примером подобных изменений в комедии можно назвать «Тупой и еще тупее 2». И, подобно Питеру и Бобби Фаррелли, создатели «Революции» не позволяют более обидных шуток, например, в адрес Жакуя, указывающих на неизменность его положения как слуги (кое-где в «Революции» Годфруа уже относится к нему почти как к равному, что пусть и противоречит достоверности реалий 12-го века, но вызывает понимание и умиление).
Если язвительность, а вместе с ней и выраженность комедии положений, как основного метода подачи в «Революции», уступили место воспитательному подтексту рассказа и ностальгии о любимых героях, то запрос от авторов на интеллектуальные усилия со стороны зрителя остался прежним. Как выяснилось, исходя из общей тональности критических отзывов и посещаемости кинозалов, консенсус между Пуаре/Клавье и общественным мнением не просто отсутствует, а принципиально невозможен. Повествование «Революции» ведется на двух уровнях — буквально происходящее на экране, уморительный фарс о Республике и рефрены в сторону зрителя с целью слома четвертой стены. А такой «старомодный» подход обречен на коммерческую неудачу.
Публика, знающая кто такие Кристиан Клавье, Тьерри Лермитт, Жерар Жуньо и Мишель Блан, покинула кинозалы, уступив место новому поколению, которое вряд ли узнает среди композиций саундтрека фильма «Реквием» Дж. Верди. Как не нужны и чужды современности оказались вышеупомянутые «Тупой и еще тупее 2», так и «Революция» даже во франкоязычных регионах потерпела поражение под натиском разгромной критики. Впрочем, вряд ли Клавье и Жан Рено, неизменно находящиеся на пике актерского таланта, но теперь пребывающие на вершине склона лет, способные сыграть любой возраст, огорчились «провалу». По меньшей мере, они порадовали преданных фанатов и представили в «Революции» одного из предполагаемых преемников королей шутки — Ари Абиттана.
Между 1993 и 2016 в сущности нет никакой разницы, и «Symphonie Ecossaise» в обработке от Эрика Леви идеально подходит в качестве саундтрека для путешествия из эпохи в эпоху. Как и у любой хорошей истории, у «Пришельцев» есть финал, но нет окончания. Как нет его у «Большой прогулки», «Папаш» и всех тех картин, что выпущены труппой Le Splendid. А у Жана-Мари Пуаре, как у любого блистательного драматурга, нет утилитарных помыслов. Поэтому он не позволит вам хоть на минуту подумать, что в эпосе о Годфруа де Монмирае и Жакуе можно поставить точку. Показав, что такое волшебная сила юмора, Пуаре не имеет ни формулы, ни доступной вербализации метода творимой им магии. Век 12-тый отделяет от 20-го сущий пустяк, и вот уже над замком Монмирай странный красно-черный флаг, а пройдоха Жакуй услышит новое слово «Resistance». И Годфруа повторит в очередной раз: «Mais tu es mon fiot, je suis fiere de ton reussissement!» Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: время безжалостно над кумирами прошлых лет, но кумиры не сдаются и продолжение "Пришельцев" - тому подтверждение. Постаревшие Жан Рено и Кристиан Клавье не сдали позиций по сравнению с прошлыми сериями, смотреть на приключения Годфруа де Монмерая и Жакуя Пройдохи во времена Французкой революции забавно. Режиссер и сценарист Жан Мари Пуаре, совместно с Кристианом Клавье избежали провалов характерных для продолжения франшиз и сняли добротный фильм, не хуже оригинала. Правда юмор в новой части очень специфичен, частично он состоит из "сортирного", а частично из французского стеба на особенностями того периода. Как известно сами французы не очень жалуют Робеспьера, Сен-Жюста и друга народа Марата именно за их кровожадность и массовые репрессии, поэтому в фильме акцент интеллектуального юмора и смещен на подобные моменты. Тут и несварение желудка Робеспьера от кровяной колбасы, и Сен-Жюстовский призыв "я против насилия - всех надо казнить по приговору суда", и Маратовские томные взгляды на барышень (вспомним как он кончил жизнь - его убила Шарлотта Корде в ванной), и Жакуевское стремление "конфисковать" замок "для народа", и идеи равенства и братства обыгранные с чернокожим сержантом национальной гвардии, и бегство аристократов в Австрию, и смена фамилии потомком Годфруа, и троллинг Конвента, за пустую болтовню и формализм — все это моменты понятные "своим", возможно поэтому для экспорта и разбавлен фильм как раз "сортирным" юмором. И апофеозом которого становится заявление Жакуя по поводу возвращения в 1123 год: "Я никогда не вернусь - там полный тухляк!" Пусть так - хуже от этого не стало. Концовка вышла насколько забавной, настолько и настраивающей, что продолжение будет...
подготовил Николай Лежнев