Знаменитый наркобарон Пабло Эскобар натворил за всю жизнь столько, что рассказать об этом в одном фильме можно было и не пытаться. И тем не менее, режиссеру Андреа Ди Стефано удалось найти ту единственную формулу, чтобы описать каким дьявольским злом был этот приятный на вид, неординарный человек. Мировая премьера фильма состоялась 6 сентября 2014 года, на экраны стран постсоветского пространства картина выходит 9 апреля 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: молодой серфер, канадец Ник (Джош Хатчерсон) приезжает к своему брату в Колумбию, где по уши влюбляется в местную девушку по имени Мария (Клаудия Траисак) и купается в счастье ровно до тех пор, пока Мария не знакомит его со своим дядей - знаменитым наркобароном Пабло Эскобаром (Бенисио Дель Торо). Мария для Пабло - как дочь, поэтому Ника начинают считать членом семьи. Какое-то время спустя Эскобар соглашается сдаться правительству и сесть в тюрьму, но перед этим дает поручения членам семьи надежно спрятать деньги и драгоценности. Ник садится за руль джипа, забитого мешками с брилли-антами, но Эскобар поручает ему после завершения дела убить проводника-крестьянина...
РЕЦЕНЗИЯ: «Эскобар: Потерянный рай»: Одна сцена длиной в два часа.
Несмотря на Джоша Хатчерсона — звезду глянцевых обложек и франшизы «Голодные игры», исполнившего в «Эскобаре» главную роль, картина не получила широкого проката, а в Северной Америке, минуя кинотеатры, сразу вышла в виде цифрового релиза. Причиной провала послужила амбициозность режиссера-дебютанта Андреа Ди Стефано, не справившегося с заявленным уровнем художественной драматургии, результатом чего стала не остросюжетная драма, а очень топорно исполненное повествование о безысходности положения случайно попавшего в криминальные круги молодого человека.
История колумбийского наркобарона Пабло Эскобра, начавшего свой криминальный путь на улицах Медельина и достигшего высот криминального мира, позволявших по некоторым данным исчислять прибыль от наркотраффика десятками миллионов долларов в день, изобилует событиями, которые могли бы составить сюжет для художественных фильмов разной жанровой направленности. Но Андреа Ди Стефано и Джош Хатчерсон, выступивший не только актером, но и продюсером фильма, выбрали для экранизации историю, которую Ди Стефано слышал от одного колумбийского полицейского, рассказавшего ему о парне, волей случая оказа-вшемся в окружении Эскобара, что привело к последствиям, печальным для молодого человека.
Первый и главный недостаток «Эскобара», служащий детерминантой для всех прочих, заключается в том, что атмосфера тревоги и опасности возникает практически сразу и длится до самого окончания картины. Режиссер и сценарист Андреа Ди Стефано не выстраивает схему развития сюжета, изменения отношений между героями, их драматической эволюции. В этом нелинейном повествовании, включающем флэшбеки, совершенно отсутствует драматургия, есть лишь ее декларация в виде нереализованных художественных приемов. Например, противопоставление природы (того самого «потерянного рая», вынесенного в название фильма) и смрадного подпольного мира; подчеркивание того, что любые контакты с миром криминала неизбежно затягивают на самое дно и пр. Иными словами, «Эскобара» нельзя однозначно отнести к категории проходных картин. К тому же Ди Стефано очень хорошо удаются отдельные экшн-моменты, и он предпринимает похвальную попытку говорить на языке метафор, но абсолютные понятия у него в буквальном смысле соседствуют с бытом, не позволяя продуцировать ту метафизику, к которой режиссер, очевидно, стремится. В итоге ни экшна, ни философии в «Эскобаре» в должных пропорциях нет.
Двухчасовое повествование схематично укладывается в изображение основного промо-постера картины: Пабло Эскобар как абсолютное зло подчиняет себе весь мир и невинному юноше Нику, оказавшемуся во владениях этого зла, некуда бежать. Но превосходство идеи над сюжетом не идет дальше постулатов, что подтверждается отсутствием таких необходимых компонентов любого повествования как кульминация и развязка: «Эскобар» представляет собой неизменный от первого до последнего кадра набор переменных, здесь юный Ник, условно говоря, убегает, а экранный Эскобар — догоняет.
Не удовлетворив интересам массового зрителя, ожидающего криминальный боевик, и разочаровав критиков, жаждущих высокохудожественного рассказа, своего зрителя «Эскобар» найдет в лице фанатов Джоша Хатчерсона, которые приобретут количество билетов, достаточное для того, чтобы окупить производственные затраты. Если для Хатчерсона участие в одном проекте с таким титулованным и талантливым человеком как Бенисио Дель Торо безусловно идет в актив, то вот что привлекло Дель Торо в заведомо (исходя из предлагаемой драматургии) провальном фильме — загадка. Впрочем, харизматичный Бенисио создает убедительного и яркого персонажа, легко затмевающего главного героя в лице Хатчерсона.
Увидеть фильм, в котором героем является сам наркобарон Пабло и подробно освещены этапы его биографии, полной не только преступности и политики, но и страстей, было бы весьма занятно (особенно, если бы главную роль снова исполнил Дель Торо). Так как из «Эскобара» узнать многого о персоне, чей жизненный путь формально служит основой для сюжета, не получится. Эта картина не плоха, и не хороша, она представляет собой пример того, что изначальный замысел, в силу разных причин, не всегда получает должную реализацию. Порой это происходит из-за бездарности режиссера, иногда из-за продюсеров, желающих контролировать творческий процесс. Но провал «Эскобара» обусловлен исключительно тем, что Андреа Ди Стефано вроде бы понимает каким должно быть качественное кино — с подтекстом, смыслом и идеей, но пока что еще не до конца изучил принципы и методы воплощения на серебряном экране той или иной истории. Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: на первый взгляд это покажется странным - но о Пабло Эскобаре, как о криминальном авторитете, в фильме нет почти ни слова. Режиссёр Андреа Ди Стефано (как актер "Жизнь Пи", "Ешь, молись, люби") показал его как примерного семьянина, избавил от буйного характера. В картине нет ни единого момента, где хоть как-то бы раскрывалась личность Эскобара как преступника. Возникает вопрос: зачем тогда вообще нужно было брать историю криминального авторитета, экранизировать его, но при этом ничего о нём не рассказать? С таким же успехом можно было просто выдумать персонажа с подобными мотивами и делать с ним всё что угодно. Тем более, что на роль Эскобара пригласили не кого-то там, а харизматичного Бенисио дель Торо. Но можно понять режиссера который не то чтобы спасовал перед громадным массивом фактического материала, а попытался при помощи одной небольшой частной истории обозначить насколько страшным человеком а, правильнее, нелюдем был Пабло Эскобар. Судя по всему, Эскобар не принимал наркотики - ему хватало того адреналина, который приходит с ощущением безграничной власти. Показателен и диалог Пабло с Ником, брата которого доставал местный рэкет: "Как дела у брата на пляже?" Ник: "Его никто теперь не беспокоит, слава Богу!" Эскобар: "Слава богу? Бог-то тут причем?" И не случайно, когда священник благословляет Пабло перед сдачей властям словами: "Пускай Святой дух направит тебя по пути, который ты выбрал!" Эскобар ему отвечает: "Падре, напомни сколько я пожертвовал на церковь и беднякам Медельина. Скажи, что я возьму в тюрьму большой телескоп и буду приглядывать за богом..."
P.S. Пабло Эмилио Эскобар Гавирия (1 декабря 1949 — 2 декабря 1993) — колумбийский наркобарон, террорист. Эскобар заработал огромные деньги на наркобизнесе. В 1989 году журнал «Forbes» оценил его состояние в 47 миллиардов долларов.
Эскобар вошёл в историю как один из самых дерзких и жестоких преступников XX века не только Колумбии, но и всего мира. Убивая судей, прокуроров, журналистов, уничтожая гражданские самолёты, полицейские участки и лично казня своих жертв, он пользовался популярностью среди молодёжи и бедных слоёв населения. В 1970-е годы США были страной с неограниченным рынком для наркоторговли. На смену марихуане должен был прийти новый наркотик, и им стал кокаин, который наряду с другими алкалоидами содержится в растениях рода Эритроксилум (кокаиновый куст). Эти растения были широко распространены в Колумбии и местное население издавна занималось изготовлением кокаина, но Эскобар поставил это дело в промышленных масштабах. Наркобизнес Эскобара быстро развивался во всей Южной Америке. Ни один наркоделец не мог без разрешения Пабло Эскобара вывозить кокаин за пределы Колумбии. Эскобар снимал так называемый 35-процентный налог с каждой партии наркотиков и обеспечивал её доставку. Преступная карьера Эскобара складывалась более чем удачно, он буквально купался в долларах. В джунглях Колумбии он открывал химические лаборатории по выработке кокаина.
Летом 1977 года Эскобар и ещё трое крупных наркоторговцев, объединившись, создали организацию, которая стала называться Медельинским кокаиновым картелем. У него была самая мощная финансово-кокаиновая империя, которой не было ни у одной наркомафии мира. Для доставки кокаина у картеля была и сеть распространения, и самолёты, и даже подводные лодки. Пабло Эскобар стал непререкаемым авторитетом кокаинового мира и абсолютным лидером Медельинского картеля. Он подкупал полицейских, судей, политиков. Если подкуп не действовал, то в ход пускался шантаж, но в основном картель действовал по принципу: «Plata O Plomo» — в переводе «серебра или свинца», другими словами «не возьмешь деньги — получишь пулю».
К 1979 году Медельинский картель уже владел более чем 80 % кокаиновой индустрии США. 30-летний Пабло Эскобар стал одним из самых богатых людей мира, его личное состояние исчислялось миллиардами долларов.
Чтобы заручиться поддержкой населения, Эскобар развернул в Медельине широкое строительство. Он прокладывал дороги, строил стадионы и возводил бесплатные дома для бедных, которые в народе называли «кварталы Пабло Эскобара». Сам он объяснял свою благотворительность тем, что ему было больно видеть, как бедные страдают. Эскобар пытался представить себя колумбийским Робин Гудом.
Его люди совершали покушения на чиновников самого высокого ранга, включая президента, был убит министр юстиции. Люди Эскобара похитили несколько богатейших людей Колумбии. Пабло Эскобар рассчитывал, что влиятельные родственники заложников окажут давление на правительство с тем, чтобы отменить соглашение об экстрадиции преступников. И в конечном итоге план Эскобара удался. Правительство отменило экстрадицию Пабло Эскобара. 19 июня 1991 года, после того как Пабло Эскобару уже не угрожала экстрадиция в США, он сдался властям. Пабло Эскобар находился в тюрьме "Ла Катедраль", которую сам же для себя и построил. «Ла Катедраль» больше была похожа на дорогой, престижный клуб, чем на обычную тюрьму. Там была дискотека, плавательный бассейн, джакузи и сауна, а во дворе большое футбольное поле. Туда к Эскобару приходили друзья, женщины. Семья Эскобара могла в любое время посещать его. «Особая Поисковая Группа» полковника Мартинеса не имела права приближаться к «Ла Катедраль» ближе чем на 20 километров. Эскобар приходил и уходил, когда сам этого хотел. Он посещал футбольные матчи и ночные клубы Медельина.
Во время своего «заключения» Пабло Эскобар продолжал руководить многомиллиардным кокаиновым бизнесом. Однажды он узнал о том, что его компаньоны по кокаиновому картелю, воспользовавшись его отсутствием, обокрали его. Он тут же приказал своим людям доставить их в «Ла Катедраль». Он лично подвергал их жестоким пыткам, просверливая своим жертвам колени и вырывая ногти, а потом приказал своим людям убить их и вывезти трупы за пределы тюрьмы. Известно, что одно из двух убийств Эскобар совершил собственноручно.
С Медельинским картелем повели борьбу и конкурирующий с ним наркокартель Кали. Кроме того, была создала организация «Лос Пепес», аббревиатура которой означала «Люди, пострадавшие от Пабло Эскобара». В неё вошли колумбийские граждане, чьи родственники погибли по вине Эскобара. Участники «Лос Пепес» взорвали бомбы перед домом Пабло Эскобара. Поместье, принадлежавшее его матери, выгорело дотла. «Лос Пепес» стали терроризировать и охотиться на тех, кто хоть как-то был связан с ним или его кокаиновым бизнесом. За незначительное количество времени «Лос Пепес» нанесли существенный ущерб кокаиновой империи Эскобара. Теперь Эскобар серьёзно беспокоился за свою семью. Если бы она была за пределами Колумбии, он мог бы объявить тотальную войну правительству и своим врагам. Эскобар хотел вывезти свою семью в Германию, но после переговоров правительства Колумбии и спецслужб США с правительством Германии, семье Эскобара было отказано во въезде в страну и самолёт был возвращен обратно в Колумбию. В Колумбии правительство поселило их в одном из отелей
.
На следующий день после своего 44 дня рождения, 2 декабря 1993 года, Эскобар позвонил своей семье. Этого звонка агенты АНБ ждали много часов. На этот раз, разговаривая со своим сыном Хуаном, Эскобар оставался на линии около 5 минут. После этого Эскобара засекли в медельинском квартале Лос Олибос. Уже в скором времени дом, в котором укрывался Пабло Эскобар, был со всех сторон окружён специальными агентами. Спецназовцы выбили дверь и ворвались внутрь. В этот момент телохранитель Эскобара Эль Лимон открыл огонь по полицейским, пытавшимся штурмом взять дом. Эль Лимон был ранен и упал на землю. Сразу после этого, с пистолетом в руках, в это же окно высунулся сам Пабло Эскобар. Он открыл беспорядочную стрельбу во все стороны. Затем он вылез в окно и попытался уйти от своих преследователей через крышу. Снайпер «Лос Пепес», укрывавшийся на крыше соседнего дома, ранил Эскобара выстрелом в ногу, и тот упал. Следующая пуля попала Эскобару в спину, после чего снайпер подошел к Эскобару и произвел контрольный выстрел в голову.
Сын наркобарона Себастьян Маррокамн в октябре 2009 года заявил, что как-то, в очередной раз скрываясь от правительственных агентов, Эскобар вместе с сыном и дочерью оказался в высокогорном укрытии. Ночь выдалась крайне холодной, и, пытаясь обогреть дочь, Эскобар сжёг $1 млн 964 тыс. наличными...(Википедия)
Николай Лежнев