Всего второй фильм в карьере молодого режиссера Дэмьена Шазелла получил 5 номинаций на Оскар-2015, а Дж.К. Симмонс известный по роли Джоны Джеймсона, крикливого редактора городской газеты из "Человека-паука" - один из самых вероятных победителей в номинации "Лучшая мужская роль второго плана". Мировая премьера картины состоялась 16 января 2014 года, старт в Украине - 22 января 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 7/10
О ЧЕМ КИНО: "Одержимость" - история молодого барабанщика Эндрю Нимана (Майлз Теллер), который попадает в оркестр консерватории Шефера, самый уважаемый в Нью-Йорке, которым руководит дирижер Терри Флетчер (Дж.К. Симмонс). Но получить место за барабанной установкой оказывается мало. Чтобы продолжить карьеру, Эндрю нужно будет изо дня в день доказывать, что он этого места действительно достоин. Кровью, слезами и потом...
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: фильм 29-летнего режиссера Дэмьена Шазелла получил 5 номинаций на Оскар-2015 (фильм, звук, монтаж, роль второго плана - Дж.К. Симмонс, адаптированный сценарий).
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: одержимость - это полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-либо, к какой-либо мысли или желанию. Одержимость поглощает разум и тело человека, как черная дыра, перейдя грань которой, уже не выйдешь из нее. Название фильма полностью соответствует его внутреннему содержанию. Тот редкий случай, когда неточный перевод названия на русский оправдывает себя. Да, главной героиней произведения является ее величество Одержимость. И она совершенно по-разному проявляется в этом фильме.
Майлз Теллер, больше известный по проходным молодежным фильмам, исполнил роль старательного барабанщика Эндрю, для которого настоящими иконами являются легенды джаза. Будучи студентом, он до сих пор ходит в кино с отцом и с трудом знакомится с миленькой девушкой. Зато он точно знает, что "лучше умрет молодым и одиноким", чем доживет до 90 лет неизвестным. Легко ли с ним согласиться? Определенно, нет. Что важнее - друзья и личная жизнь? Или стремление к славе, которое отнимает все свободное время? Для Эндрю ответ очевиден.
Однако больший интерес вызывает герой по имени Терри Флетчер (Дж.К. Симмонс), чья одержимость достигла точки невозврата. Совершенно неясно, чем живет Флетчер кроме поисков гениев. И вообще работает ли его метод обучения? Пока же он только успешно калечит психику своих подопечных. Не соблюдаешь темп - уступи место другому. Играешь чисто, но не уверен в этом - катись куда подальше. Таковы законы, которые устанавливает Флетчер, обманчиво снисхо-дительный лишь в первой сцене и до ужаса жесткий впоследствии. Оригинальное название картины, Whiplash, переводится как кнут. И в методике преподавания Флетчера кнут занимает 99%, а пряник — оставшийся 1%.
По-видимому, он ошибочно считает, что грубость, жестокость, и нечеловеческие условия помогут распознать истинного бога музыки! Вот только некоторые педаго-гические приемы, применяемые им для мотивации оркестрантов:
"Ты гадишь в мои новые барабаны как маленькая сопливая девчонка!"; "Внимание, дрочилы! Взяли инструменты в руки!"; "Нет в нашем деле слова вреднее чем молодец!" А фраза «Вытрите кровь с моих барабанов» в аудитории Флетчера звучит обыденной.
На самом деле - это раненный музыкант, которому самому не хватает теплоты и человечности, и который проживает отнюдь не радостную жизнь. Но признаться себе, что некоторые взгляды могут быть иллюзией, и не соответствовать реальности, он уже не в силах.
РЕЗЮМЕ: "Одержимость" изначально была короткометражкой, но и полнометражный вариант смотрится на одном дыхании. Фильм сам, как блюзовая композиция - ритмичный, непредсказуемый, энергичный, противоречивый. Начинается многообещающе, развивается стремительно, к середине затихает и завершается всплеском музыкального экстаза. Настоящее наслаждение для ценителей искусства импровизации...
Николай Лежнев