После дебютного «Бычары» кинорежиссёр Михаэль Р. Роскам взялся за экранизацию рассказа Денниса Лихейна «Спасение животных», автора, чьи работы были экранизированы Беном Аффлеком и Мартином Скорсезе. В новом фильме Роскама главные роли исполнили Том Харди, Джеймс Гандольфини и Нуми Рапас. Мировая премьера фильма состоялась 5 сентября 2014 года, 30 октября 2014 года картина вышла на экраны Украины, релиз DVD намечен на 22 января 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 7/10
О ЧЕМ КИНО: вечно угрюмый и недалёкий добряк Боб (Том Харди) не покладая рук трудится барменом в одной из многочисленных забегаловок, коих в Бруклине не счесть. Бар этот принадлежит его кузену Марву (Джеймс Гандольфини) и служит пристанищем для местных работяг, предпочитающих по завершении рабочего дня опрокинуть здесь стопочку-другую. Но есть и другая сторона медали: этим заведением теперь тайно владеют другие люди и оно является местом, куда время от времени на один вечер стекаются все грязные деньги города. Деньги чеченской мафии. И однажды этот бар грабят двое неизвестных в масках, а Боба и его кузена Марва, недовольные хозяева украденного капитала, делают крайними. По счастливой случайности, в этот вечер были похищены всего 5000$, но в день Суперкубка общак будет собираться в баре Марва и в этот вечер сорвать огромный куш попытаются сразу несколько человек...
РЕЦЕНЗИЯ: «Общак»: Подпольная империя.
Сценарист «Острова проклятых» в 2009-м году написал рассказ под названием «Спасение животных», эта короткая история оказалась не только пригодной к адаптации в формат 16:9, но и была превращена автором Деннисом Лихейном в полноценный 225- страничный роман, вышедший одновременно с презентацией фильма «Общак» на фестивале в Торонто.
Особенность «Общака» заключается в том, что по сути своей он представляет визуализированную книгу. Если обычно роман претерпевает серьезные изменения, чтобы попасть на большой экран, то в данном случае Лихейн свою писательскую деятельность изначально ориентировал на киноформат, что своим следствием имеет не только минимальные отличия между литературой и кино, но и своеобразную, не прямолинейную форму, полную символов, деталей и метафор, которые зритель должен интерпретировать сам. Иными словами, форму совсем не характерную для массового кинематографа.
Прекрасный и талантливый Том Харди предстает в образе сурового, но честного (насколько это возможно в полукриминальных кругах Бруклина) бармена Боба. Потратив около минуты на то, чтобы ознакомить зрителя с историей главного героя, предоставляя зачитать закадровый текст самому Бобу, режиссер Михаэль Р. Роскам более не прибегает к простым приемам, а тщательно переносит на экран написанное в романе «Общак». Как истинный представитель скандинавского стиля Роскам совсем не сентиментален, он не испытывает нужды в том, чтобы повторять уже сказанное или же слишком нарочито расставлять акценты, полагая своего зрителя не особенно смышленым. Режиссер «Общака» не склонен ни к чрезмерному преувеличению, ни к сокрытию каких-либо моментов своего повествования. Предельно честно и жестко описывает он жизнь неотесанного работяги Боба, в обязанности которого входит не только получение товара и мойка посуды, но и куда более опасные поручения от криминального «начальства».
Серо-синие тона полупустынных улиц и никакого намека на изменения к лучшему. Вынужденное пусть не сотрудничество, но примирение с тем, что преступный мир прочно вошел в обыденность жизненного круговорота, и при этом неизбывное желание преодолеть если не происходящее на заднем дворе дешевого бара, то хотя бы внутренне остаться честным человеком — вот конфликт, составляющий бытие нашего героя Боба. Он ходит в церковь, переживает из-за старушки, что не может заплатить по счету в 140 долларов. И считает, что нарушать данное слово ни в коем случае нельзя.
Честность перед лицом закона и честь есть вещи совершенно разные, а следовательно можно быть добропорядочным и при этом не то, чтобы быть частью подпольной империи криминала, но мириться с ее существованием. Как и герои Стейнбека наш Боб подсознательно ищет того призрачного случая, дающего возможность отдать кому-то свою доброту и тепло, отвергаемые в этом жестоком мире. Социальная драма переплетается с детективом, а Боб находит на улице щенка. Собачка избита и выброшена в мусорный бак. И доброе сердце в сочетании с твердым характером делают Боба превосходным кандидатом на роль спасителя животных. Пусть каждый готов предать, но у Боба теперь есть собака, а советы по ее воспитанию он получает от красивой брюнетки по имени Надя (великолепная Нуми Рапас), и история этой любви конечно же не будет простой.
Чарльз Диккенс описывал жизнь униженных и оскорбленных обитателей приютов, работных домов и трущоб Лондона, где среди нищеты есть место благородству и чести, а роскошь и богатство элитных районов совсем не гарантируют благопристойного поведения и чистоты помыслов. У Виктора Гюго преступник Жан Вальжан оказывался самым честным человеком, готовым помочь нуждающимся ценой собственного благополучия. В случае с рассуждениями о Человеке, внешние атрибуты не значат ровным счетом ничего. Следуя образцам классической литературы, Деннис Лихейн центром своей истории мыслит героя и только его. Все происходящее нужно лишь, чтобы как можно более точно и полно показать зрителю/читателю кто такой Боб, и как в его жизни сочетаются стремление к чему-то за пределами физики с неизбежной среди неблагополучного социального класса грязью и вынужденным бесправием.
В бестселлере Чака Хогана «Город воров» у главного героя, принадлежащего к той же среде, что и Боб из «Общака», не было шансов на благополучный исход — слишком крепки были порочные связи. А вот Деннис Лихейн мыслит большими надеждами, и хотя прямо и не обещает благополучия, но оставляет финал открытым. Он считает, что Боб, не взирая ни на что, является хорошим человеком. И кто мы, чтобы ему не верить?
Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: голливудский кинематограф не раз обращал свой взор к творчеству Денниса Лихейна. "Таинственная река" Клинта Иствуда, "Прощай, детка, прощай" Бэна Аффлека и "Остров проклятых" Мартина Скорсезе - всё это ленты снятые по мотивам одноимённых произведений американского писателя. Сам же Лихейн получил известность благодаря циклу произведений о тандеме частных сыскарей из Бостона - Патрике Кензи и его напарнице Энджи Дженнаро. Фильм разделён на две сюжетные линии, рука об руку идущие друг с другом вплоть до финала: это ограбление бара со всеми вытекающими и отношения добродушного Боба и беспокойной девушки Нади, которых объединила совместная любовь к четвероногим собратьям, привыкшим вилять хвостом от умиления в минуты нежности. Крепкий парень с Туманного Альбиона Том Харди вновь демонстрирует нам новые грани своего таланта, выдавая убедительный перформанс в образе «человека в себе», а Джеймс Гандольфини блистает врождённой харизмой в роли кузена Марва, но по всем понятной причине - уже в последний раз. Скандинавская дива Нуми Рапас, чья звезда взошла в 2009 году, дублирует здесь свой образ из криминального триллера датчанина Нильса Ардена Оплева — «Одним меньше». Пожалуй единственное что омрачает общую картину так это «сырость» в подаче некоторых деталей, проще говоря - недосказанность, создающая эффект скомканности и затянутость, история в некоторых местах откровенно буксует, петляя кругами. Всё-таки Лихейн адаптировал для большого экрана маленькое произведение - рассказ «Спасение животных» и именно этот факт стал причиной провисания в повествовании. Но всё это с лихвой компенсируется вязкой, наэлектризованной, обволакивающей с головы до ног атмосферой тревожного ожидания и чёткой детективной интригой. Можно смело констатировать - дебют бельгийца Михаэля Роскама на американской земле получился успешным.
P.S. уже традиционная для американского кино тема русской мафии, получает в фильме "Общак" свое продолжение. Баром "У Марва" теперь владеет некий Умаров, сын которого Човка (Майкл Аронов) занимается сбором общака и жестоко карает за малейшую попытку забрать полученное преступным путем. Что заставляет спокойного Марва возмущаться: "Чертовы чечнянцы! Мы все уже - трупы, просто продолжаем ходить!"
Николай Лежнев