Стивен Спилберг, один из лучших режиссеров современности, наглядно показал как можно из довольно скучной, рутинной истории сделать увлекательное кино. Фильм об эпохе "холодной" войны получил бюджет 40 млн.$, который был вдвое перекрыт кассовыми сборами всего лишь за полтора месяца проката. Мировая премьера картины состоялась 4 октября, в Украине компания Ukrainian Film Distribution представит фильм с 3 декабря 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 8/10
О ЧЕМ КИНО: 1957 год. В Нью-Йорке арестован Рудольф Абель (Марк Райлэнс), которого в ЦРУ считают советским шпионом. Коллегия адвокатов доверяет его защиту в суде Джиму Доновану (Том Хэнкс), чтобы показать всему миру справед-ливость американского правосудия. Тем не менее, о том, что Абеля ждет смертный приговор, Доновану негласно намекают окружной судья Байерс и агент ЦРУ Хоффман. Донован заявляет Хоффману что честно сделает свою работу: "Вы немец, я ирландец но все мы - американцы потому, что у нас в стране есть законы, которые мы договорились выполнять!". А Байерса, с которым он дружит семьями, Джим убеждает необходимостью иметь кого-то для обмена на американских шпионов, которых когда-то арестует КГБ. И такая необходимость появляется очень скоро. Над территорией СССР сбивают сверхсекретный самолет-разведчик U-2 а пилот Фрэнсис Гари Пауэрс (Остин Стоуэлл) попадает в плен. Донована приглашает глава ЦРУ и предлагает отправиться с неофициальной миссией в Берлин и, через адвоката жены Абеля, предложить его обмен на Пауэрса. Но в ГДР на Донована выходит Иван Шишкин (Михаил Горевой), глава КГБ по Западной Европе, и предлагает обменять на Абеля американского студента Фредерика Прайора, которого арестовали восточные немцы у берлинской стены...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в какой-то момент Стивен Спилберг стал удивлять со знаком минус: бесконечно нудный байопик о Линкольне, пресный Тинтин и унылые приключения Индианы Джонса в поисках НЛО. Когда пошли новости о новой картине мэтра, да еще на тему шпионов (думаю, все заметили явное перена-сыщение на этом поле в 2015 году), подумалось, что старика Стивена можно списывать, а новый фильм - не смотреть. Но, оказалось - есть ещё порох в пороховницах! Спилберг - один из тех немногих, кто творит свои полотна в стилистике мастеров золотого века Голливуда: Орсона Уэллса, Билли Уайлдера, Джона Уэйна. Ему важны детали и архитектура кадра, характеры (даже второстепенные) и интерьеры, фразы и паузы. В "Шпионском мосте" гармония достигается тем, что история, основанная на реальных событиях, полностью погружена в отпечаток ушедшего времени. Смотришь и веришь, что так и было (хотя наверняка найдутся знатоки, которые укажут на очернение образа ГДР и СССР, а по мне - показали как есть; вот "Номер 44" Даниэля Эспиносы - реальная клюква, но у Спилберга есть и ум, и такт). Тандем Хэнкс-Спилберг не первый раз выдает качест-венный, мощный результат (нацеленный на "Оскар", разумеется), и Хэнксу гаранти-рована номинация, хотя мне кажется - это возможность третьей статуэтки. Том играет, пожалуй, главного героя в своей карьере. Джиму Доновану веришь на все сто. Он - психологический и моральный центр картины и, как вокруг Солнца в Солнечной системе, крутятся вокруг него фигуры, исторические реалии, совпадения, случаи и обстоятельства. Он - краеугольный камень характера истинного американца, пусть и в некоем идеальном представлении. Зато он объясняет в самом фильме, что это значит! Почему картина Спилберга является одной из знаковых, мощных и сильных в этом году? Во-первых, это своевременное высказывание. Во-вторых, это демонс-трация героя, который свободен именно потому, что стоически следует закону, здравому смыслу, состраданию и правильному воспитанию. То, что кого-то от этих слов или понятий тошнит, не значит, что в мире нет людей, для которых они - основа жизни. "Шпионский мост" - фильм-воспитание,. Воспитание зрителя. В-третьих, Спилберг привлек к написанию сценария братьев Коэн, и эти гении написали сценарий с несколькими смыслами внутри. Здесь и непротивление злу, и коварство случая, и верность, и историческая справедливость, и вечное коварство тех, кто у власти. Но прежде всего - любовь к обычным людям. Да, они несносны, быстро готовы перейти в позицию осуждения, они тугодумы и вообще, тяготеют к тому, чтобы выражать недовольство или радость массово, толпой. Просто иногда необходимо время. Чтобы они поняли. На мой взгляд, это невероятно много для одного фильма...
Николай Лежнев