Фильм актёра ("Бесславные ублюдки"), продюсера ("Хостел") и режиссёра Элая Рота оказался не так прост каким мог показаться на первый взгляд и поэтому упрёки Кину Ривзу за то, что он снялся в откровенном трэше, пока следует отложить в сторону. Мировая премьера картины состоялась 26 июня, в Украине в ограниченном прокате фильм стартует 12 ноября 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: отправив семью за город, архитектор Эван Уэббер (Киану Ривз)
остается на выходных дома один доделывать срочный проект. На следующий день должен приехать друг семьи Луи и забрать скульптуры жены Эвана, Карен (Игнасия Алламанд) в галерею. По этому поводу мужчины собираются устроить скромную вечеринку. Но вечером к Эвану стучатся две милые молодые девушки лет двадцати, насквозь промокшие и заблудившиеся. Брюнетка Дженезис (Лоренца Иззо) и блондинка Бел (Ана де Армас). Эвану придется очень нелегко: сначала противостоять чарам красавиц, которые откровенно предлагают себя, а потом уже избавиться от их неприятного и даже опасного присутствия.
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: фильм поставил режиссёр Элай Рот, получивший некогда счастливый билет в виде роли Донни Доновица в "Бесславных ублюдках" благодаря тому, что Адам Сэндлер отказался, из-за несогласованности рабочего графика, сыграть специально написанную для него Квентином Тарантино роль. Одну из девушек, Дженезис, сыграла его жена Лоренца Иззо...
РЕЦЕНЗИЯ: «Тук-тук»: Можете войти.
Четвертой полнометражной работой в резюме Элай Рот делает ремейк остросю-жетного фильма малоизвестного режиссера Питера С. Трэйнора, который он местами прямо цитирует, но отчасти и придает новые смыслы, доказывая тем самым, что «Тук-тук» это не просто осовремененная версия «Смертельной игры» с логичным привнесением на экран атрибутов технического прогресса (в виде 3D-принтера, сервиса Uber и видеочата), шагнувшего со времени выхода оригинала в 1977-м году далеко вперед, но и действительно кинематографически переосмысленное прочтение оригинала, а не примитивное придание картине лоска для соответствия запросам современных зрителей.
Действие разворачивается вокруг архитектора Эвана Уэббера, живущего в одном из престижных районов Лос-Анжелеса, главной характеристикой нашего героя выступает «happily married», именно она (и сопутствующие категории в виде ответственности и долга) становится основным объектом исследования фильма. Жена и дети мистера Уэббера уезжают на уикэнд, и, как только город погружается в ночную тьму, в двери раздается стук, а на пороге появляются две промокших под дождем миловидных незнакомки с просьбой вызвать им такси.
Незамысловатая фабула реализуется сюжетом, знакомым самой широкой аудитории в диапазоне от фанатов сериала «Сверхъестественное» до читателей Кристофера Марлоу, но Элай Рот обходится без потусторонних сил и апологетики, сформулированной Отцами Церкви. Режиссер излагает условия и последствия сделки с дьяволом на современном наречии, укладывается в полуторачасовой хронометраж и, вместе с тем, демонстрирует высший кинематографический пилотаж, ведя повествование сразу на двух уровнях: для одних «Тук-тук» предстанет остросюжетным триллером с пикантным сюжетом, для других — философской драмой о неприглядной природе человека.
Элай Рот переснимает «Смертельные игры», но на деле крайне изящно переска-зывает «Доктора Фауста», облекая его в форму триллера (к слову, многие останутся крайне разочарованными предложенным киноповествованием, так как трейлер «Тук-тук» обещавший зрелище крайне динамичное, выстроенное на бегстве главного героя от преследующих его неуравновешенных особ, предвосхищает рассказ довольно размеренного темпа, в котором Эван Уэббер большую часть времени проводит обездвиженным, лишенным возможности активно действовать). Вместо блистательного Мефистофеля здесь девушки с говорящими именами Джэнесис и Бель, а доктор магических наук превратился в мужчину средних лет, обзаведшегося семьей, но не забывшего про увлечения юности в виде DJ-сэтов и легких наркотиков.
Постановщика формально не интересует концепция Града Земного и Божьего, он работает с понятиями более близкими обывателю и задается вопросом о том, что значит быть мужчиной и следовать не инстинктам, а жить сообразно морали. При этом Рота нельзя назвать морализатором, он не судит и не осуждает (вы вольны распоряжаться своим временем и телом так, как вам заблагорассудится), но предостерегает об опасности нарушения данных обещаний, будь то слово чести или же зарегистрированный брак. И исполняет свой замысел режиссер виртуозно: сначала заставляя принять сторону Уэббера, а затем меняя точку зрения на прямо противоположную — представляя жертву единственным истинным преступником.
Если у Марлоу Мефистофель был величественен и безучастен к тому, кто поддался на обещания наслаждения и блаженства, то Рот делает своих Джэнесис и Бель своеобразным подобием бога-проказника Локи — девушки непристойны чуть более, чем полностью. Но, достигая пика своих шалостей, сформулированного фразой Джэнесис «No one says «No!», героини не низвергают Эвана Уэббера, а всего лишь разочаровываются тем, как он жалок. «Тук-тук» не пугает ужасной расплатой за прегрешения, а лишь предлагает внимательно посмотреть на то, как ничтожен грешник.
Следует отметить, что никогда прежде Элай Рот в своих фильмах не обращался к серьезным темам. Хорроры «Лихорадка» и дилогия «Хостел» формально, конечно же, содержали в себе некие основания морального толка, но по сути представляли собой не более, чем развлечение, измеряемое количеством бутафорской крови на единицу экранного времени. «Тук-тук» же картина принципиально иная, в которой развитие сюжета не зависит от намерения постановщика поразить публику чем-то омерзительным, а напротив — смысл определяет содержание и форму. При всей неоспоримой репутации Рота как крепкого ремесленника, от него трудно было ожидать чего-то столь достойного во всех отношениях (из недостатков, а скорее шероховатостей, можно отметить лишь неудачную адаптацию режиссерской версии к формату кинотеатра, в результате которой одна из сюжетных линий, включающих использование телефонов главного героя и секретаря его жены, остается незавершенной).
Если в «Тук-тук» Элай Рот отходит от свойственной его работам трэш-эстетики, то традиционному принципу совмещения профессиональных и личных отношений не изменяет. По фильмографии мистера Рота можно с легкостью проследить динамику его любовных побед, но в случае с «Тук-тук» и «Зеленым адом» (очередность выхода в прокат которых разнится в отдельных регионах) режиссер зашел как никогда далеко, а именно — женился на одной из центральных актрис по имени Лоренца Иззо. Миссис Элай Рот и ее экранная напарница Ана де Армас прина-длежат к типажу «девочка по соседству», иными словами, они далеки от, так скажем, царственной женственности (присущей, к примеру, Монике Белуччи или Андреа Райзборо), а учитывая, что антагонистом в «Тук-тук» выступает красавец Киану Ривз (который по сюжету фильма на 8-мь лет моложе своего реального возраста), то крайне сложно сопереживать неряшливым Иззо и Армас, а не лощенному Ривзу.
Черноокий Элай Рот, прославившийся как актер по воле случая и Адама Сандлера, отказавшегося из-за несогласованности рабочего графика сыграть специально написанную для него Квентином Тарантино роль Донни Доновица в «Бесславных ублюдках», после выхода на экраны истории о легкомысленном архитекторе и его еще более легкомысленных случайных знакомых, зарекомендовал себя в качестве умелого постановщика авторского кино, изъясняющегося метафорами и претендующим на диалог со зрителем относительно вопросов философии и этики.
«Тук-тук» безапелляционно и столь же бесстрастно раскрывает тему грехопадения, проводя ее полную секуляризацию и формально диктуя примат не глубокомысленности, а жанровых особенностей триллера с возрастным рейтингом R, в котором героям дозволяется практически все. Уроженец Массачусетса не только понял, что главным в истории, созданной Питером С. Трэйнором, является отнюдь не насилие и секс, а подтекст, имеющий потенциал к превращению ремейка в калейдоскоп образов, но и реализовал этот потенциал.
Хороший фильм, к какому бы жанру он ни принадлежал, никогда не бывает прямолинейным. И «Тук-тук» в некотором роде есть определенный апофеоз данной аксиомы. Ординарный триллер с банальным сюжетом и ничего более, но оказывается, что к «Тук-тук» нельзя применить высказывание Оскара Уайльда относительно того стоит ли судить о содержании по форме — зарисовка оказывается крайне занимательной и, на вроде бы многократно исследованном пространстве супружеской неверности, конструирует стройное философское эссе на тему того, почему же почти никто и никогда не говорит искушению «Нет!».
Евгения Савкина
ДРУГОЕ МНЕНИЕ: на первый взгляд, этот фильм - урок для мужчин, которые легко поддаются женским чарам и забывают, что все тайное становится явным. "Кто там" также предупреждение для всех, кто добродушно приглашает в свой дом незнакомых людей. Но через какое-то время кажется, что мораль в фильме отсутствует напрочь. Не пускайте в свой дом незнакомцев? Девушки не могли вызвать опасений, особенно у крепкого мужчины, и отказать им в помощи в ту дождливую ночь смог бы разве что какой-нибудь бессердечный урод. Не изменяйте жёнам? В конкретно данном случае это и изменой-то толком не назовёшь, по факту там было едва ли не изнасилование, причём группой лиц по предварительному сговору. Бредовый, бессмысленный фильм, не несущий никаких идей, снятый непонятно для кого...И этого мнения не может изменить даже забавный финал, когда, увидев форменный разгром в доме, сын Эвана спрашивает у мамы: "Папа устроил вечеринку?"
Николай Лежнев