Костлявый и Крыска против Бычка и Рожи...
Такую Америку вы еще не видели. Для своего режиссерского дебюта популярный актер Райан Гослинг выбрал историю умершего городка, который до боли напоминает ныне здравствующую российскую глубинку. И попытался найти в этом хаосе развалин некое волшебство. Мировая премьера картины состоялась 20 мая 2014 года, на наши экраны фильм вышел 9 апреля 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 5/10
О ЧЕМ КИНО: в умирающем городке осталось совсем немного жителей. Одинокая мать Билли (Кристина Хендрикс) обращается к управляющему банка Дэйву (Бен Мендельсон) с просьбой дать отсрочку по ипотеке и он, в надежде овладеть ее прекрасным телом, соглашается и устраивает ее на работу в своеобразное "Кровавое шоу". 18-летний сын Билли по кличке "Костлявый" (Йен де Кестекер) мародерствует - снимает медные трубы в разрушенных домах. Их соседка "Крыска" (Сирша Ронан) осталась в городке вместе с бабушкой. Когда-то в этих местах построили плотину и затопили несколько городков и с тех пор эту местность называют Пропащая река. "Крыска" рассказывает "Костлявому" что если со дна водохранилища поднять некий предмет, то заклятие с городка можно снять.
Но их планам мешает местный отморозок по кличке "Бычок" (Мэтт Смит), который считает все барахло, оставшееся в домах после отъезда хозяев, своей собстве-нностью...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: уверен, у режиссера и сценариста Райна Гослинга были самые лучшие побуждения. Как актер он снялся в таких интересных фильмах как "Только бог простит", "Дневник памяти", "Перелом", "Эта дурацкая любовь", "Соединенные штаты Лиланда", "Фанатик" и опрометчиво решил, что и сам поставит картину не хуже. Но, как показывает практика, поменяв профессию, достигают режиссерских высот прежде всего операторы, затем сценаристы и очень редко - актеры. Можно собрать команду профессионалов, но только режиссер-постановщик установит пропорции смешного и трагичного, реалистичного и гротескного и определит где можно обойтись намеками а где рассказать историю подробно.
Похоже, "Как поймать монстра" (так прокатчики перевели "Пропащую реку") снимался для фестивалей и с целью собрать похвалу в духе: "А мы и не знали, что Гослинг такой глубокий человек…" Поэтому, наверное, режиссер использует наивные приемы, главная цель которых - показать нестандартность происходящего на экране. Все это очень напоминает первые опусы студентов первого курса кино-факультета - дрожащая камера, нелепые общие планы, флюоресцирующие велосипеды, хождение в темноте с красной лампой (?) и фонариком с зеленым (?) лучом. К тому же Гослинг с удовольствием пользуется наработками других режиссеров, что заставило Лёлю Смолину из журнала GQ сказать: "Lost River" - фильм небесталанный, но вторичный настолько, что делается как-то неловко". Коллаж - это не всегда плохо, но здесь нужен безупречный вкус и чувство меры, которые Райан Гослинг пока что не показал. К примеру, как понимать приглашение на главную роль Кристины Хендрикс с одновременными попытками приглушить ее несомненную чувственность? На мой взгляд, Хендрикс даст сто очков форы раскрученной журналистами Монике Белуччи в категории "Самая сексуальная женщина зрелого возраста". Понятно приглашение Евы Мендес, как никак - жена, но следует признать что она как-то сильно исхудала в последнее время и перестала быть той красоткой, какой ее запомнили по "Призрачному гонщику" и "Правилам съема: метод Хитча". И, в этой связи, непонятно отсутствие красотки-москвички Светланы Меткиной, которая снимается практически во всех фильмах своего мужа - продюсера Мишеля Литвака. Но хуже всего, на мой взгляд, что Гослинг-сценарист дал большинству героев не имена а клички - Костлявый, Крыска, Бычок, Рожа и Кошечка-Кисси, которые по-английски звучат еще забавнее - Кэт, Рэт, Фэйс, Булли, Бонс. Вместе с неловкостью Гослинга как режиссера, это автоматически переводит картину в разряд дешевых фильмов на пост-апокалиптическую тему...
РЕЦЕНЗИЯ: «Потерянная река»: Потерянные смыслы.
Модный Райан Гослинг, собрав актеров, с которыми имеет личное знакомство, свою девушку Эву Мендес, и еще раз пересмотрев свои недавние актерские работы, предпринял попытку снять фильм по собственному сценарию. Получившаяся картина, представляющая почти совершенное единение бездарности представителей современного Голливуда и принципиального отсутствия вкуса у массового зрителя, поразительна в своей незамутненной размышлениями простоте и неприкрытом заимствовании чужих режиссерских приемов.
Позиционировавшаяся сначала как мистический триллер, а затем переквалифи-цированная переизданными промо-материалами в нуар, «Потерянная река» рассказывает историю нищего городка, находящегося на пороге перехода в небытие — маргиналов, его населяющих, вынуждают покинуть место обитания и начать новую жизнь. Написанное выше предельно полно и четко описывает происходящее в картине, на протяжении 90-та минут. Гослинг с маниакальным упорством занимается самоповторами и не развивает авторскую мысль. С одной стороны это можно объяснить тем, что он увлечен копированием игрой цветов а-ля Николас Виндинг Рефн (удачный пример такой стилизации получился у Адама Вингарда в его «Госте») и пейзажами, сочетающими визуальные изыски «Места под соснами» и тот незамысловатый, но чрезвычайно мощный стиль, что используют инди-докумен-талисты (смещенная симметрия; общие планы природы/городских массивов; оператор с ручной камерой, неотступно идущий за героем, что создает у зрителя ощущение присутствия). С другой — тем, что Райан Гослинг плохой драматург: весь диалоговый массив «Потерянной реки» уместится на 3-4 тетрадных листах, и это совсем не то многозначительное молчание, кое мастерски конструирует уже упомянутый Рефн (к примеру, в «Вальгалле»), заставляя зрителя задумываться о вещах на порядок выше, чем повседневность. К несчастью Гослинга удается имитировать форму, но невозможно подделать содержание.
В конечном итоге можно притерпеться к тому, что «Потерянная река» скроена из элементов чужой режиссуры (что порой доходит до смешного — герой Мэтта Смитта в яркой куртке, многократно показанной со спины, даже у самого забывчивого зрителя вызовет прямые аналогии с персонажем фильма «Драйв»), но беда в том, что набор приемов не меняется от сцене к сцене. Когда горящий дом или захламленную комнату сумасшедшей старухи показывают в четвертый или пятый раз, всякая лояльность начинает улетучиваться.
Кроме того Гослинг, не понимая, что кинематограф есть удивительный, продуманный симбиоз визуального и вербального, использует закадровый текст, чтобы нарисовать образ главного злодея фильма, и выглядит это крайне жалко. Также как и постоянное обращение к насилию, там где Виндинг Рефн видит эстетическую категорию, недалекий в своем видении Гослинг усматривает лишь китч и способ шокировать зрителя. Кровавая жестокость в «Потерянной реке» показана как обыденность жизни низших классов и в качестве своеобразного развлечения в закрытых клубах для избранных. Но вместо того, чтобы перевести эту параллель в безусловно удачную и мудрую мысль о том, что общество не борется с насилием, а культивирует его, режиссер путается в собственном замысле и ему не удается артикулировать данное высказывание — все сводится к демонстрации сцен жестоких издевательств над людьми и животными. Тут снова не чувствует меры, присущей имитируемому Рефну, показывая не эстетику, а мерзость плоти.
В этой неудавшейся социальной драме, с рефренами в сторону мистики, хороши разве что актеры. Мэтт Смит показывает, что он способен не только исполнять роль придурковатой детской версии Доктора Кто. Эва Мендес блистает, затмевая своей красотой Кристину Хендрикс. У Эвы, к слову очень занятная сюжетная линия, похожая на фантазии Фердинандо из классического «Развода по-итальянски» насчет своей жены (особую пикантность этому придает то, что Мендес состоит с Гослингом в романтических отношениях). Сирше Ронан идет темный цвет волос и соответствующий оттенок бровей, ее образ в «Потерянной реке» временами излучает просто поразительную красоту. Бен Мендельсон как и всегда хорош и, пожалуй, наиболее харизматичен из всего каст-листа картины, а Йен де Кестекер выглядит как солист инди-группы. Иными словами, если бы не по-настоящему яркие актерские работы, просмотр фильма был бы просто невыносим, а количество зрителей, спешащих во тьме к выходу из кинозала, на порядок выше.
Отдельно следует упомянуть то, что «Потерянная река» финансировалась не независимыми студиями и даже не подразделениями мейджоров. Начинается фильм с титра Warner Bros., а учитывая тот факт, что крупные дельцы кинобизнеса практически перестали поддерживать начинающих авторов и/или интересные проекты, подобное еще раз свидетельствует о торжестве лицемерия и жажде наживы боссов кинопроизводства, забывших о том, что такое искусство: качество фильма не имеет никакого значения, его можно вообще не учитывать, если в списке актеров числятся герои глянцевых обложек, а значит массовый зритель непременно купит билет. «Потерянная река» это такой своеобразный вариант журнальной обложки с Райаном Гослингом. А глянец имеет свойство быстро превращаться в макулатуру, но какое до этого дело Warner Bros., если затраты окупятся? Поэтому студия даже не потрудилась найти пристойного редактора, способного подкорре-ктировать картину так, чтобы она по крайней мере не выглядела как набор случайных сцен. Неудивительно, что премьера «Потерянной реки» прошла отнюдь не на фестивале Роберта Рэдфорда, а в месте, символизирующем свершившуюся подмену понятий «бизнес-искусство» — на Каннском фестивале. В принципе Алек Болдуин своими «Соблазненными и покинутыми» (где был упомянут и Гослинг) исчерпывающе раскрыл суть происходящего в Каннах, и давно не имеющего ничего общего с кинематографом, но даже этому, так называемого фестивалю, демон-страция настолько халтурной и бессодержательной работы как фильм Райна Гослинга способна нанести ущерб и без того разрушенной репутации.
К финалу режиссер совершенно теряет и без того путанную мысль об ужасах социального дна и перемещается в плоскость сюрреализма, что не просто отражается на логике происходящего, а полностью уничтожает ее, лишив зрителя призрачного шанса на достойное завершение картины. К сожалению для студии Warner Bros. и фанатов Райна Гослинга, разрекламированный режиссерский дебют оказался неудачен настолько, что не может не только рассматриваться в качестве самостоятельного произведения, но и даже не представляет пристойной копии стилистических приемов, виденных у других постановщиков. Единственный позитивный аспект «Потерянной реки» заключается в том, что картина дарит зрителю возможность увидеть на большом экране породистую красавицу Мендес и еще раз услышать классику под названием «Moliendo cafe» (одинаково удачно звучащую и в исполнении Хулио Иглесиаса и в миксах современных диджеев). В остальном же «Потерянная река» ужасна настолько, что вызывает отнюдь не ожидаемое чувство злости и разочарования от потраченного на просмотр времени, а заставляет чувствовать исключительно стыд за то, что подобные работы, по уровню не превосходящие режиссерские попытки бесталанного студента, попадают на большой экран и некоторые индивиды, ослепленные претенциозностью вкупе с отсутствием вкуса, признают сие в качестве искусства. Впрочем в мире, где «Бердман» получает некогда самую авторитетную кинонаграду, для «Потерянной реки» безусловно найдется место.
Евгения Савкина
РЕЗЮМЕ: фильм "Как поймать монстра" не идеален, и наверняка, если бы не авторство Гослинга, его никто не стал бы смотреть. В фильме хорошие актерские работы, все на своих местах и никто не халтурит. Обволакивающая атмосфера кошмарного сна плюс приятный слуху саундтрек. И именно благодаря этому и не хочется ставить на Гослинге крест. Видно, что у него есть вкус и дай бог, чтобы он учился на своих ошибках и следующий его фильм (если, конечно, ему опять выделят денег) был на голову выше в плане сценария и подачи сюжета. А пока остается ждать 2016 год, когда выйдет "The Neon Demon" Николаса Виндинга Рефна, который снова покажет кто здесь король и как нужно правильно снимать максимально стильное кино. Гослинг приобнимет хорошего друга Рефна и сделает выводы...
Николай Лежнев