Фильм театрального режиссера Майкла Грандаджа расскажет о непростой дружбе писателя Томаса Вулфа и издателя Макса Перкинса, открывшего всему миру таких великих романистов, как Ф. Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй. Главные роли в фильме исполнили Джуд Лоу, Колин Фёрт, Гай Пирс, Николь Кидман, Доминик Уэст, Лора Линни. Мировая премьера картины состоялась 16 февраля, в Украине с 14 июля 2016 года фильм представиткомпания UFD. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: Максвелл Перкинс (Колин Ферт) - усталый редактор, который носит шляпу даже с пижамой, а авторские труды вычитывает, сидя в кладовке (потому что все другие помещения заняты его многочисленными дочерьми). В руки ему попадает рукопись молодого писателя Томаса Вулфа (Джуд Лоу). Он сидит на мели, и, получая пятьсот долларов в качестве аванса за публикацию новой книги, танцует от радости. После успеха дебютной книги, новую рукопись заносят в редакцию несколько дюжих грузчиков. И теперь пять тысяч страниц необходимо сократить до трехсот, и борьба разворачивается за каждую строчку. Вулф обескуражен: "Если бы вы редактировали "Войну и мир", получилась бы "Война и ничего"...Дело осложняет еще и ревность возлюбленной Вулфа (Николь Кидман), обделенной писательским вниманием. Она склонна к истерикам, театрально совершает попытку самоубийства, а однажды даже приносит в редакцию пистолет...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: "Гений" - это дебют в кинематографе одного из крупнейших театральных режиссеров Великобритании Майкла Грэндаджа, который, судя по всему, решил повторить блистательный путь своего коллеги Сэма Мендеса. Грэндадж - многократный лауреат высших театральных премий Лоуренса Оливье и Тони, в его сценических командах всегда актеры первого ряда. Так что пригласить в свою картину таких звезд, как Джуд Лоу, Колин Ферт и Николь Кидман, ему не составило большого труда - он и так с ними постоянно работает и достиг полного взаимопонимания.
Он никогда не учился в киношколах - поэтому, по его рассказу, в процессе подготовки к самостоятельной работе с интересом посещал съемочную площадку "Золушки" своего друга Кеннета Браны. Своим опытом с ним поделился и коллега Мендес. Тема, которую он взял для экранного дебюта, не слишком выигрышна для кино: увлекательно показать работу книжного редактора практически невозможно. Формально "Гений" - байопик о деятельности знаменитого Макса Перкинса из издательства Scribner’s Sons, который редактировал книги таких столпов литературы, как Эрнест Хэмингуэй,Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Томас Вулф.
Сценарист фильма Джон Логан ("007: Скайфолл") пошел по единственно верному пути: отказался от идеи снимать "жизнеописание" героя. Он выстроил фильм как рассказ о коварной природе человеческого гения, полностью отданного своей работе и потому всегда далекого от того, что считают "нормой". Логан написал об открытии двумя талантливыми людьми достоинств друг друга и о главном умении настоящего редактора - быть психологом, понимать тонкости и особенности этой "ненормальной" природы.
Рассказ сосредоточен на взаимоотношениях редактора Макса Перкинса и писателя Тома Вулфа. Хэмингуэй и Фитджеральд в исполнении Доминика Уэста и Гая Пирса появляются в эпизодах - и это наименее удачные эпизоды фильма.
В роли Перкинса умен, терпелив и немногословен Колин Ферт. В роли Вулфа эксцентричен, подвижен и предельно невротичен Джуд Лоу. Обе роли "делают" фильм - со всеми его достоинствами и просчетами. Действие происходит в годы Великой Депрессии, атмосфера которых несколько прямолинейно, но эффективно выражена никогда не прекращающимся дождем. Унылые очереди безработных тянутся за благотворительным супом, унылые прохожие разбрызгивают башмаками лужи, унылые дождевые струи стекают по стеклам кабинета Макса Перкинса. Из этого сора вырастет один из самых экзотических цветков литературы "потерянного поколения" - автор безразмерных романов, оказавших влияние на весь ход американской прозы ХХ века и давших толчок мощному течению "битников". Изобразительный строй картины небогат: притушенные тона, почти черно-белая гамма цветов, немногие, но точные приметы эпохи. Всего этого достаточно, чтобы сконцентрировать внимание на том, что для любого театрального режиссера было и остается главным, - актерах и образах. Актеры фильма прекрасны: за словесной перестрелкой, за безмолвными реакциями, за рельефными характерами следишь неотрывно. Это прекрасный театр, но этого, пожалуй, чересчур много для кино, где ценятся полутона и не нужен посыл на двадцать пятый ряд партера. Игра такого безупречного актера, как Джуд Лоу, слишком театральна: уже первое эксцентрическое явление его героя в кабинете Перкинса воспринимаешь как блистательный концертный номер, он доставляет удовольствие, но это удовольствие тоже скорее театрального, чем кинематографического свойства. Картина Грэндэйджа напоминает фильм-спектакль, и только действительно высочайший класс актерской игры примиряет кинозрителя с этой условностью. Зато Николь Кидман предельно достоверна в роли театральной художницы Алин Бернстайн - любовницы Вульфа, сложные отношения с которой показаны в фильме пунктиром.
РЕЗЮМЕ: "Гений" - полноценный режиссерский кинодебют театрального постановщика Майкла Грандаджа. Взять лучших актеров - Колина Ферта, Джуда Лоу, Николь Кидман (год назад играла у него в спектакле; ее возвращение на театральную сцену тогда громко обсуждалось), и сделать большое британское кино, ему не составило особого труда. Получилось как минимум очень убедительно. Ближе всего "Гений" к картинам оскароносца Томаса Хупера, и будет неудивительно, если осенью заговорят о номинации по меньшей мере для Ферта - фильм Грандаджа можно смело ставить в ряд хотя бы с "Король говорит!". И еще один плюс: такой самоотверженной игры от Николь Кидман не добился даже Вернер Херцог в прошлогодней "Королеве пустыни"...
ДРУГОЕ МНЕНИЕ: сценарий Джона Логана ("007: Скайфолл") основан на книге А. Скотта Берга "Макс Перкинс: редактор Гения". Фильм неслучайно сохранил только одно слово из четырех — это кино не о гениальном писателе Вульфе, а о его гениальном редакторе -'"гении дружбы", как точно выразился Фицджеральд (в исполнении Гая Пирса). Перкинс всегда найдет способ превратить талантливую рукопись в великолепную книгу - так, ему удалось сократить с 5 тысяч страниц до приемлемых размеров роман "О времени и о реке". Вулф сопротивлялся, как мог, в сердцах сказал, что если бы Перкинс был редактором Толстого, роман последнего можно было бы назвать "Война и ничего", однако с правками согласился. Актриса Николь Кидман, сыгравшая в фильмы возлюбленную Тома Вулфа, заметила: "Перкинс был равен тем, с кем работал: если они были гениальными писателями, то он, без сомнения, был гениальным редактором. Я это вначале не могла уловить и осознать, как и необходимость для таких авторов работать с редактором. Я это поняла позднее, когда мы уже приступили к съёмкам фильма".
"Гений" - это анти-"Великий Гэтсби" Базза Лурмана: "ревущие двадцатые" здесь не эпоха сумасшедших вечеринок с фонтанами из шампанского, а пролог "Великой депрессии": серые толпы, пасмурные улицы, очереди нищих за бесплатной едой. Кроме того, большая часть действия разворачивается в замкнутых пространствах - повседневная жизнь писателя вообще не самый богатый материал для фильма, если, конечно, этот писатель не Хэмингуэй — он тут тоже появляется (актер Доминик Вест), но всего в одной сцене.
Однако здесь нет реализма, лишь его имитация - задник на картонке, нарисованный серой краской. Исторические фильмы вообще трудно сделать нефальшиво, но в "Гении" фальшью отдает буквально все - и в первую очередь, образцовые британцы (Колина Ферта уже давно можно выставлять в музеях с табличкой "настоящий джентльмен"), играющие настоящих американцев. Впрочем, изредка в фильме попадаются австралийцы - например, Николь Кидман в роли подруги Вулфа, психически неуравновешенной художницы. Кроме того, даже если убрать за скобки акцент и английский лоск, надо сказать, что Джуду Лоу чудовищно не идет роль Вулфа, эксцентричного холерика, который легко переходит от меланхолии к безудержному веселью, тараторит без остановки часами и может внезапно закричать, не стесняясь людей вокруг - бурные проявления чувств не в его актерской манере, все это смотрится надуманно и жалко. Да, и вообще, что это за мир такой, где человек, похожий на Джуда Лоу, может быть неудачником? Честно говоря, здесь все смотрятся не на своем месте. Единственный, кто невозмутимо идет через весь фильм, сохраняя фирменное самообладание и шляпу - это Колин Ферт. Все-таки настоящего джентльмена ничто не может вывести из равновесия....
подготовил Николай Лежнев