В фильме режиссеров Гленна Фикарры и Джона Рекуа, которые сняли "Плохого Санту" и "Кошек против собак", сошлись мега-звезда Голливуда Уилл Смит и находящаяся на подъеме молодая австралийская актриса Марго Робби ("Волк с Уолл-стрит", "Бойфренд из будущего"). При бюджете 50 млн.$ картина уже собрала 150 млн.$. Мировая премьера "Фокуса" состоялась 25 февраля, в Украине фильм стартовал 7 мая 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 7/10
О ЧЕМ КИНО: опытный аферист Ники (Уилл Смит) - не совсем обычный мошенник. Его обучил воровскому ремеслу приемный отец. Папа Ники говорил: «В мире есть два типа людей: молотки и гвозди - тебе самому решать, кем быть», но считал сына слишком мягким и дал ему прозвище "Зефир". Ники обладает настоящим талантом переговорщика: "Я могу уговорить любого. Одного мужика я убедил в том что пустой склад - это Федеральный резерв!". Накануне финала по америка-нскому футболу он сколачивает команду для массового оболванивания понае-хавших отовсюду болельщиков. Случайно в неё попадает роскошная красавица Джесс (Марго Робби), в которую Ники сразу влюбляется.
Некоторые приемы Ники можно назвать наглядным примером нейро-лингвис-тического программирования. К примеру, он постепенно подводит завзятого любителя пари, миллиардера Люаня (Б.Д. Вонг) к спору за 2,5 млн.$ и обещает отгадать номер игрока, которого, глядя в бинокль, выберет сам Люань из восьмидесяти футболистов. И выигрывает этот спор! После завершения дела Ники, всегда считавший привязанность и чувства помехой делу, принимает решение о разрыве с Джесс. Три года спустя, чуть ли не впервые в биографии Ники, он попадает в опасный переплет, когда решает работать на молодого аргентинского миллиардера Гарригу (Родриго Санторо), владельца команды Формулы-1. Под видом обиженного инженера его команды Ники должен продать прогрессивную технологию распределения топлива на болидах конкуренту аргентинца, МакЮвену. Все меняется кардинальным образом когда рядом с Гарригой он видит Джесс и узнает, что они встречаются...
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: кино о мошенниках, которое критики даже выделяют в отдельный жанр под названием caper - это всегда стопроцентный успех. Как иначе объяснить, что Голливуд периодически возвращается к этой теме, хотя всё вроде бы давно сказано "Аферой", "Блефом", "Отпетыми мошенниками", "Аферой Томаса Крауна", "Медвежатником", и более поздними "Одиннадцатью друзьями Оушена" и "Иллюзией обмана"? Ларчик открывается просто - голливудские продюсеры понимают, что потенциальным жертвам афер и мошенничества в лице обычных зрителей, как ни странно, нравятся фильмы о талантливых и дерзких аферистах. А раз нравятся - значит зритель валом будет валить на каждый новый подобный фильм, обеспечивая ему кассовые сборы. Доказательством того становится новый caper "Фокус", снятый режиссёрским тандемом Гленна Фикары и Джона Рекуа, заработавший за неполные три недели проката более 150 миллионов долларов.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в "Фокусе" есть одно существенное отличие ото всех его собратьев по жанру - если во всех предыдущих фильмах герои оправдывают свои аферы местью или оправдательными объяснениями, что воруют деньги у отъявленных негодяев, то герои Уилла Смита и Марго Робби даже не пытаются выглядеть законопослушными и не скрывают, что они воры. Во всём же остальном "Фокус" остаётся старым добрым caperо'м в лучших традициях жанра - он бодро стартует с места, поглощая зрителя полностью и без остатка сюжетом, полным адреналина, харизматичными, элегантными актёрами и лёгким юмором. При этом «Фокус» достигает своего эффекта - проводя зрителя вслед за Ники и Джесс по гоночным трассам «Формулы 1», огромному футбольному стадиону, блещущим лоском отелям и ресторанам, одним словом, всем злачным местам, по которым путешествует в ходе фильма команда Ники, авторы фильма делают его невольным соучастником аферы гениальных мошенников, пусть лишь на полчаса и лишь в воображении зрителя.
Режиссура Гленна Фикарра и Джона Рекуа хороша и в меру изобретательна, но основное напряжение и симпатия к их фильму держатся исключительно на паре главных героев. Уилл Смит отнюдь не растерял свой талант в застойное время, а Робби лишний раз подтверждает свой потенциал (и дело не тут вовсе не в купальнике - после "Волка с Уолл-стрит" это уже не аргумент). И пусть под конец из воровской мелодрамы "Фокус" перекатывается на сторону мелодрамы розовой и слезоточивой, пресловутая парочка слишком обаятельна, чтобы дать обрушиться и без того максимально облегчённому сюжетному каркасу. И получается в итоге, что незачем было страдать всей этой ерундой и рефлексировать три года - от судьбы не убежишь, особенно если у этой судьбы твой кошелёк, часы и ключ от сердца.
РЕЗЮМЕ: режиссёрский тандем Гленн Фикарра-Джон Рекуа нагляднейшим образом продемонстрировал, что даже несмотря на некую кажущуюся вторичность сюжета и уж слишком очевидные заимствования из предшественников ("Аферы", например), можно выжать яркий, динамичный и бодрый caper, имея на руках маломальский талант сценариста. А зритель в итоге получил один из лучших образчиков жанра последнего времени, если и уступающий в чём-то классике, то только в непредсказуемости сюжетных ходов.
P.S. не лишним будет отметить тот факт, что в картине показываются многочисленные уловки профессиональных карманников и аферистов. Так что - будьте внимательны!
P.P.S. недостаток у фильма, на мой взгляд, всего один. Посмотрите как выглядит 24-летняя прелестница Марго Робби в "Фокусе" и как в "Волке с Уолл-стрит" и вы поймете насколько велик Брайан Де Пальма и его команда.
Николай Лежнев