Неожиданный фильм сделал режиссёр Зак Снайдер при поддержке таких актеров как Бен Аффлек, Генри Кавилл, Галь Гадот, Джесси Айзенберг, Джереми Айронс, Джейсон Момоа, Дайан Лэйн, Лоренс Фишбёрн. Чуть ли не впервые Снайдер смог отойти от неизменного для его работ абсолютного доминирования формы над содержанием. Мировая премьера фильма с бюджетом 250 млн.$ состоялась 19 марта, на украинские экраны картина вышла с 24 марта 2016 года. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: опасаясь, что действия богоподобного Супермена (Генри Кавилл) так и останутся бесконтрольными, Бэтмен (Бен Аффлек), грозный и могущест-венный страж Готэм Сити, бросает вызов самому почитаемому в наши дни спасителю Метрополиса, в то время как весь остальной мир решает, какой герой ему по-настоящему нужен. И пока Бэтмен и Супермен пребывают в состоянии войны друг с другом, возникает новая угроза, которая ставит человечество под самую большую опасность, с которой оно когда-либо сталкивалось...
РЕЦЕНЗИЯ ЗА: «Бэтмен против Супермена: Заря справедливости»: Жизнь, смерть и бессмертие.
Визионер как он есть по имени Зак Снайдер не просто превратил историю о двух культовых комикс-героях в почти трехчасовой аттракцион, но и при помощи сценариста драмы «Арго», смог отойти от неизменного для его работ абсолютного доминирования формы над содержанием, которое результатом имело почти гротескный пафос. «Заря справедливости» неожиданно как для публики, так для и боссов Warner Bros. (которым картина обошлась в 250 миллионов долларов без учета маркетинговых затрат), формально соблюдая критерии PG-13, не просто лишена юмора и представлений о супергероях как своеобразных эксцентриках, спасающих мир, но и предпринимает попытки вести диалог о теодицее и корреляции социальных нормативов с высшей справедливостью.
Не рассматривая в качестве полноценного первоисточника ни один из выпусков DC соответствующей серии (хотя истинный гик, конечно же, найдет в фильме не только сюжетные заимствования из комиксов, но и прямые, как вербальные, так и визуальные, цитаты), «Заря справедливости» проводит экспозицию противос-тояния мрачного магната Брюса Уэйна и добродушного журналиста Кларка Кэнта. А замена традиционного сокращения «vs» на «v» еще до начала сеанса весьма красноречиво обрисовывает перспективы развития и становления отношений колоритного и прекрасного во всех отношениях дуэта.
«Заря справедливости» относится к той категории картин, относительно коих прямолинейные рассуждения о сюжете не то, чтобы бессмысленны, но композиционное «как» по значимости не уступает «что». Главным героем фильма выступает мистер Уэйн (при этом Снайдер оставляя многое за кадром, подразумевает наличие у аудитории некоторых знаний и полагает самоочевидным и знаменитый прожектор на одной из крыш Готэма, и педантичного патрона по имени Альфред и т. д.), забирая в актив и большую часть экранного времени, и в прямом смысле разделяя со зрителем взгляд на события «Человека из стали», некоторые кадры которого будут показаны вновь, но с диаметрально противоположных позиций и ракурсов, снова возвращающих к моменту разрушения Метрополиса, но перемежающихся отсылками к трагедии 9/11.
Центральный не буквальный, а смысловой конфликт раскрывается при помощи метаний и терзаний Брюса, не просто совершенствующего экипировку, а решающего архисложную мировоззренческую задачу, в которой героические схватки несут не только торжество справедливости, но и так называемый «сопутствующий ущерб», не подлежащий элиминированию. При таких исходных данных логично предположить, что персонажа Брюса Уэйна «Заря справедливости» презентует в качестве сложного характера без каких-либо атрибутов карикатурности, от которой Кристоферу Нолану с большим трудом удалось избавиться только к финальной части его трилогии о Бэтмене. Снайдер же постулирует реализм (понятый, естественно, через призму мира супергероев) в качестве основного онтологического принципа.
Перфенционист Зак, не допуская дисгармонии в панораме, не пропуская не единой складки на алом плаще Супермена, ни одной детали смертоносного снаряжения Бэтмена, соглашается на экранизацию сложносочиненной драматургии Криса Террио, чем не только предположительно вызывает волнение у режиссерского тандема Руссо, до сей поры единственных, успешно совмещающих комиксы и серьезный тон, но и гарантирует негативные отзывы критиков. Рейтинг PG-13 запрещает секс и кровь, но пока не отменяет возможности метафоричности и условного разрушения «четвертой стены».
Под музыку Ханса Зиммера, не просто соответствующую тональности, настроению кинорассказа, но и достойную исполнения лучшими симфоническими оркестрами мира, «Заря справедливости» среди левитации, неуязвимости и общей фантастичности происходящего предлагает развернуть дискуссию об истоках социальных нормативов, нетерпимости/лицемерия в отношении от тех, кто в чем-то не похож на остальных, и приходит к кульминации в виде достаточного основания существования гуманизма как высшей ценности, утверждая не богочеловека, но Человека как бога без всякой религиозной ереси.
Шок, трепет и негодование зрителя, пришедшего в кинозал с миской поп-корна и плошкой лимонада, ожидавшего бездумного аттракциона, вообразить себе очень трудно. В последний раз трюк, подобный тому, что продемонстрировал Снайдер, был проделан Гором Вербински, аналогично не погрешившим против свойств и суммы компонентов блокбастера, предъявив в качестве результата полное отрицание значимости развлечения перед лицом искусства. «Одинокий рейнджер» призывал «никогда не снимать маску», а «Заря справедливости» настойчиво спрашивает о том, а что собственно стоит за категорией «супергерой», какой сонм смыслов влечет она за собой.
Что интересно, будучи далеко не поверхностной новеллой, «Заря справедливости» композиционно представляет буквальную кальку структуры комикса. То есть, традиционное драматургическое развитие заменено калейдоскопом самостоятельных зарисовок на пике эстетизации всего и вся, объединенных общей темой. Если идейно и жанрово близкие «Заре справедливости» картины «Зимний солдат» и «Гражданская война», так или иначе, перманентно апеллировали к структуре литературного типа, режиссеры не позволяли себе упиваться красотой героев и грациозностью их движений, то Снайдер в этом плане теряет всякую совесть и отдается наслаждению от того, что у него в распоряжении сам Бэтмен и Супермен, а Крис Террио пишет сценарий-комикс и не претендует на большее. И такая стратегия работает, не давая снизиться темпу действия ни на секунду внушительной продолжительности хронометража, и не затмевая авторского подтекста.
Медиа истерия, заголовки которой суммируются фразой «Why Affleck?», оказалась белым шумом, так как Аффлек смог дать герою новую жизнь, и вопреки неудовольствию поклонников Кристиана Бэйла, вряд ли не Бен теперь на вершине пьедестала. Кроме того Аффлек с Джереми Айронсом соревнуются за первенство в уровне экранной химии, трогательности и прочего с парой Генри Кавилла и Эми Адамс. Говоря об Адамс нельзя не заметить, что не только Джордж Миллер, но и Зак Снайдер внес вклад в формирование кинообраза настоящей женщины, сделав невестой идеального Супермэна не тощую старлетку, а естественную Адамс. Нельзя не сказать и о персонаже Лекса Лютора, как Эндрю Скотт создал радикально отличный от всех имеющихся образ Мориарти, так и Джесси Айзенберг представил непохожего на виденных ранее Лекса (впрочем, невольных параллелей с героем фильма «Социальная сеть» не избежать, но это вина кастинг-директора, а не актера).
«Заря справедливости» не только предваряет эру киноблокбастеров под лейблом DC, представляя новых героев и подготавливая полигон для расширения данной Вселенной, но и является самостоятельным произведением, органично совмес-тившим зрелищность формата IMAX с не то, чтобы какой-то новаторской авторской мыслью, но контекстом достойным внимания и последующей дискуссии. Зак Снайдер изымает из традиционно красочного мира Кларка Кента весь спектр теплых оттенков, предлагая взамен один только благородный серый цвет. Цвет, на фоне которого как нельзя лучше видна и относительность героизма, и неприличная банальность потребительского отношения к искусству. Супермен, в конце концов, знаете ли, весьма примитивен и прост, а вот фантазии о нем есть парадигма иного уровня. В них можно найти все то, что составило генезис многогранной личности Брюса Уэйна, каким он предстает в «Заре справедливости» — любовь, ненависть, восхищение, зависть и стремление соответствовать действительному, подлинному идеалу. Брюса Уэйна не героя, но Человека.
Евгения Савкина
РЕЦЕНЗИЯ ПРОТИВ: у Зака Снайдера получилось нас купить, но не убедить. Странно так говорить о фильме, который под громогласные фанфары шел на экраны 3 года. На протяжение всего фильма, который между прочим идет почти 2 с половиной часа, не покидало чувство дискомфорта, вызванное сумбуром и несурацией на экране. Каждая новая сцена будто мешает другой, а каждый находящийся в ней, словно недоговаривает монолог. Плохой маркетинг "Бэтмен против Супермена" - это следствие того, что студийные боссы пустили все на нет из-за непонятной уверенности в том, что если у них в имеются фильме два культовых персонажа комикса, то можно не беспокоиться по поводу всего остального. Вы уж извините, но когда вам показывают как конфликт двух мощнейших, я бы даже сказал величайших, супергероев испаряется за 9 секунд, называть это серьезным подходом ну никак нельзя. Плюс пафос, которым, как сиропом, облит каждый кадр. Он тут не только причина смешков в зале, но и катализатор глупых диалогов. Умолчим при этом про арку Думсдея, и очередную сцену с убийством родителей, которая тут скорее для хронометража. Странная вкусовщина наблюдается и в плане каста. Бен Аффлек всегда был спорной персоной как актер. Кому-то нравится всегда и везде, а кому-то только в качестве режиссера. Он, вместе с Генри Кавиллом, местами знатно переигрывает, что для жанра смерти подобно. Жаль Айзенберга, который потерялся в своих 24 минутах экранного времени. Такой масштабный герой, и так его мало используют. Не успеваешь получить хоть что-то от него. Спасибо хочется сказать только за Галь Гадот. Да, её еще меньше чем Лютера, но она хотя бы подкупает образом. Она одно из самых лучших кастинговых решений Снайдера за всю карьеру. Гадот справилась, и вера в предстоящий фильм "Чудо-Женщина" слегка окрепла.
Если принять во внимание время, которое потратили на создание фильма, это хочется назвать не более, чем халтурой. Нельзя хотеть стать конкурентно-способной франшизой, делая все настолько криво и нелепо. Тем более, что DC имеется впечатляющий фундамент для создания отличного контента, который сможет конкурировать с продукцией пресловутых Marvel.
Николай Лежнев