Вопреки стандартному правилу, которое гласит, что продолжение прокатного хита всегда слабее оригинала, о картине "300 спартанцев: Расцвет империи" можно говорить только добрые слова - в ней и стилистика сохранена, и битвы поставлены с размахом и для ума пища найдётся. Фильм 52-летнего израильтянина Ноама Мурро ("Умники") стартовал в мировом прокате 5 марта этого года, а с 3 июля 2014 года он доступен на DVD. Оценка www.kino-nik.сom 7/10
О ЧЕМ КИНО: 300 спартанцев во главе с царем Леонидом пали в неравной схватке с превосходящими силами противника в лице жестокосердного персидского правителя Ксеркса (Родриго Санторо). Виновником конфликта выступил афинский воин-стратег Фемистокл (Салливан Степлтон), своим метким выстрелом поразивший в самое сердце персидского царя Дария. Чем вызвал в подрастающем сыне Ксерксе лютую ненависть.Пышнокудрый симпатяга Ксеркс отправился в урочище отшельников и превратился в божество - стал лысым и пирсингованным. Пока он занимался своим имиджем, любимый флотоводец Дария, гречанка Артемисия (Ева Грин) "зачистила" властный Олимп от людей, преданных ему и решила уничтожить греческие государства в морском сражении. Осознав свой «промах», Фемистокл бросается на амбразуру, выставляя против армады персов скромную флотилию. Силы противников не равны, и Фемистокл вынужден вступить в союз с заклятым врагом афинского государства Спартой в лице вдовы Леонида, королевы Горго (Лина Хиди). Только объединившись, у враждующих полисов-государств есть шанс что-то противопоставить могущественному Ксерксу...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: смотрел фильм на украинском языке - это производит ошеломляющее впечатление. Ничего не поменялось за тысячи лет и просто пугающе напоминает нынешнюю ситуацию на Украине - достаточно поменять греков на украинцев, а персов - на россиян. Более того, некоторые герои и героини говорят практические то же самое и точно такими словами, как некоторые доморощенные можновладцi! Кровожадность античного мира интересовала киношников со времен изобретения кино. В Голливуде даже изобрели отдельный жанр для такого рода фильмов — «пеплум». Это когда все ходят в туниках и сандалиях, пьют вино и смачно дерутся на мечах. С развитием технологий «пеплумы» становились все масштабнее и кровавее, апофеозом же стала лента Зака Снайдера «300 спартанцев». Несмотря на плоский сюжет и помпезные диалоги, картина взорвала зимние чарты 2007 года и возвела уровень киношных баталий на качественно иной уровень. Разумеется, все ждали «горячего» сиквела, но то Снайдер "тормозил", то автор литературной основы (графического комикса) Фрэнк Миллер ломался. В итоге первый ограничился продюсерскими полномочиями, а второй нехотя выдавил из себя продолжение, вышедшее в начале 2014 года под заголовком «300 спартанцев: Расцвет империи». Никто не ждал от второй части филигранного сюжета, так что можно простить авторам и нелепые морские баталии, и повторяющиеся каждые десять минут пафосные воззвания, и убогую интригу, поскольку комикс Миллера изначально является сверхлегким чтивом. Снайдер — визуалист от бога, что режиссер доказал после «спартанцев» фильмами «Хранители», «Запрещенный прием» и «Человек из стали». Ноам Мурро пошел по его стопам хотя, надо признать, ничего нового не выдумал, а кровавое членовредительство - это прямой привет сериалу "Спартак: кровь и песок". Зато, благодаря Мурро, мы увидели в кадре Еву Грин, которая не только эффектно корчит гримасы, но и успевает продемонстрировать свой аккуратный бюст и целлюлитную попку, окончательно закрепив за проектом рейтинг «только для взрослых». Ее Артемисия — самый брутальный персонаж фильма, женщина-вамп, женщина-воин, ну и просто женщина, которая, если не может убедить мужчину словами, предлагает ему такой секс, что от страсти облетает золотая обшивка на ее корабле! К тому же, Артемисия удивит нынешних туристов, когда сетует: "Ох, эта ужасная греческая погода!". И это случилось потому, что когда-то режиссер Зак Снайдер решил - в его фильме небо над Грецией должно быть желто-коричневого цвета!
Режиссер Ноам Мурро не может похвастать внушительными достижениями в области кинорежиссуры, но это не приговор. Если вспомнить, Снайдер во времена съемок «300» тоже особых высот в киноиндустрии не достиг, разве что снял неплохой ремейк «Рассвет мертвецов». Для Ноамо Мурро «Рассвет…» — это первый солидный проект и, дай бог, не последний. Справился он просто отлично. Дух «300» витает в каждом кадре «Рассвета…». И пускай ничего нового он в серию не привнес, зато неплохо развил старое.
РЕЗЮМЕ: в первую очередь будут довольны фильмом те, для кого история «300» ценна как кровавый слэшер. Уж чего, а такой качественной расчленении я не видел уже давно. Чаще всего рейтинг «R» в картинах для кинотеаторов проявляется в виде секса, пары кровавых выстрелов в голову или неуклюжего мордобоя. В «Рассвете..» же «R» работает на всю катушку. Кровопускание тут возведено в абсолют и выглядит безумно зрелищно. В этом плане «Рассвету…» уступают даже «300».
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Фемистокл родился около 524 года до н. э. С 493/492 гг. неоднократно занимал высшие должности — архонта и стратега. Его полити-ческие реформы способствовали дальнейшей демократизации афинского государ-ственного строя (ввёл выборы архонтов по жребию, предоставил возможность всадникам занимать эту должность, освободил коллегию стратегов от контроля ареопага). Будучи вождём так называемой морской партии, Фемистокл, в противовес своему главному политическому конкуренту Аристиду, выступавшему за наращивание сухопутного военного потенциала, стремился превратить Афины в морскую державу. Среди преобразований, предпринятых Фемистоклом накануне вторжения персидского царя Ксеркса в 480 году до н. э., важнейшее значение имели укрепление гавани Пирей и наращивание боевого потенциала афинского военного флота с 70 до 200 триер. Фемистокл играл важную роль в организации общегре-ческими силами сопротивления персам. При приближении персидской армии принял решение оставить Афины, понимая, что одержать победу он мог только на море. Афинский флот под руководством Фемистокла одержал ряд решающих побед над персами (в том числе при Саламине в 480 году до н. э.), за что ему были возданы почести даже в Спарте. В 471 году до н. э. в результате происков афинской аристократии Фемистокл был подвергнут остракизму, позднее обвинён в дружбе с персами (мидизме), в тайной связи со спартанским полководцем Павсанием и осуждён. После долгих скитаний бежал к персидскому царю Артаксерксу I, получил от него в управление ряд городов Малой Азии. Умер в 459 г. до н. э. в Магнесии-на-Меандре в Малой Азии.
Артемисия I родилась около 480 г. до н. э. и стала править Карией после смерти своего мужа, являясь подданной персов, которые в V в. до н. э. господствовали над всей Ионией Артемисия прославилась в истории благодаря своему участию в битве при Саламине. В имени Артемисия находят греческие или фригийские, а возможно и древне-персидские корни. Переводится имя Артемисия как «медвежья богиня», «убийца» или «владычица». Согласно Геродоту, отцом Артемисии был Лигдамид из Галикарнаса, а мать была родом с Крита. Легенда, записанная Византийским Патриархом Фотием, гласит: Артемисия страстно влюбилась в мужчину по имени Дарданий, и, когда он отверг её, Артемисия, посоветовавшись с оракулом, бросилась со скалы в Эгейское море. Геродот был более благосклонен к Артемисии, хотя она и сражалась на стороне персов, возможно потому, что она, как и Геродот, была родом из Галикарнаса. (теперь здесь находится Бодрум - турецкий город-курорт)
Николай Лежнев