Показ фильма бразильского режиссера Джо Пенны на Каннском кинофестивале вызвал длительные зрительские овации. Это настоящий бенефис Мадса Миккельсена, которого широкая публика знает по злодейским ролям в “Казино “Рояль”, “Докторе Стрэндже” и, конечно же, “Ганнибале”, а узкая – по фильмам “Михаэль Кольхаас” и “Охота”, которые принесли актеру по-настоящему серьезные награды. В главных ролях - Мадс Миккельсен, Мария Тельма Смарадоттир. Хронометраж – 01:37. Мировая премьера – 10.05.2018. Премьера (РФ) - 21.02.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: пилот Овергард (Мадс Миккельсен) потерпел крушение в арктической пустоши. Он отчаянно борется за жизнь – научился справляться с холодом и охотиться, чтобы прокормить себя. Единственные живые существа вокруг – рыбы и белый медведь. Овергард живет по часам, чей писк постоянно сообщает ему, что пора проверить удочки, вытоптанные буквы SOS (не замело ли их снегом) или вновь начать посылать сигнал по рации. Однажды рация оживает, но это не приносит спасения. Прилетевший вертолет из-за погодных условий тоже терпит крушение: из двух пилотов в живых остается только девушка (Мария Тельма Смарадоттир), да и та сильно ранена и находится без сознания. Овергард решает перенести ее вместе с припасами к себе. Среди вещей он находит карту местности – оказывается, в двух днях ходьбы есть станция. Но стоит ли пытаться до нее добраться, если у тебя на руках раненая девушка, а у самого – почти отмороженные конечности?
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: говорят, что показ фильма «Затерянные во льдах» на Каннском кинофестивале вызвал длительные зрительские овации. Это настоящий бенефис Мадса Миккельсена, которого широкая публика отлично знает по злодейским ролям в «Казино «Рояль», «Докторе Стрэндже» и, конечно же, «Ганнибале», а узкая – по фильмам «Михаэль Кольхаас» и «Охота», принесшим актеру по-настоящему серьезные награды.
Совершенно не такого ждешь от режиссера-новичка (и сценариста по совместительству) – в карьере Джо Пенны ранее были только короткометражные фильмы да клипы. Однако некоторая клиповость съемок ничуть не портит картину, а наоборот, лучше раскрывает историю, в которой жизнь персонажа расписана по часам, а неожиданности очень редки и не всегда приятны. К этому надо добавить идеально правильный, четко выстроенный сценарий, устроенный по принципу «проблема – решение – столкновение с новой проблемой».
Фильмы одного актера про выживание перестают быть чем-то уникальным. В «Не угаснет надежда» персонаж Редфорда погружался во флэшбеки, в «127 часов» Дэнни Бойла воспоминания помогали главному герою держаться. Но «Затерянные во льдах» – кино максимально суровое. Все происходит только здесь и сейчас, прошлое и бэкграунд просто перестают существовать, поскольку никак не могут помочь процессу выживания в Арктике. Напарник Овергарда погиб, но мы даже не узнаем, что именно с ним случится – главному герою не до того, чтобы рассказывать истории, да и слушать их здесь тоже некому.
Окружающая жизнь сурова, но подчинена определенным правилам. Однако, когда в жизни главного героя появляется еще один человек, о котором надо заботиться, привычная стабильность рушится. Мадс Миккельсен неожиданно показывает огромный спектр эмоций, который вначале от такой картины просто не ждешь – страх, сочувствие, сомнение, тоска. Огромная доля чувств выражается только позами, жестами и глазами – большая часть лица у героя закрыта шапкой и шарфом.
Пока герой стремится всеми силами выжить и спасти девушку, режиссер берет на вооружение приевшееся высказывание «Живем вместе – умираем поодиночке». Обычно, когда оно произносится, акцент делается на последней части. Но Джо Пенна не просто переносит акцент на первую половину – он словно выворачивает эту мысль наизнанку, показывая совсем другую реальность – ту, где необходимо не только жить вместе, но также вместе можно жертвовать, страдать, бояться и умирать.
подготовил Николай Лежнёв