Почему “Закат” – самое талантливое разочарование года…
Венгерский режиссер Ласло Немеш заявил о себе на весь мир дебютным фильмом “Сын Саула” – клаустрофобным триллером про побег из Освенцима, который сначала получил Гран-при в Каннах, а потом еще с десяток важных наград с “Оскаром” в придачу. Однако, в его новом амбициозном фильме о смерти старой Европы, сценарий становится главной проблемой фильма, разрушающей его изнутри. В главных ролях - Сюзанна Вуэст, Юли Якаб, Влад Иванов, Эвелин Добош, Бьорн Фрайберг, Урс Рехн, Жольт Вег, Юдит Бардош, Моника Бальшаи, Левенте Молнар. Бюджет - 8 900 000 евро. Хронометраж – 02:22. Мировая премьера – 03.09.2018. Премьера (РФ) – 18.10.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: 1913 год. Двадцатилетняя сирота Ирис Лейтер (Юли Якаб) приезжает из провинциального приюта в столичный Будапешт (в начальных титрах названный «сердцем Европы»), чтобы устроиться в известный шляпный магазин, который когда-то принадлежал ее родителям. Новый владелец узнает девушку, но советует немедленно покинуть город, хотя Ирис не понимает, почему окружающие так шокированы ее возвращением. Оказывается, у злых языков есть повод для сплетен – мало того что у девушки есть брат, о котором она ничего не знала, так он еще и убийца, скрывающийся от правосудия...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Ласло Немеш, ученик знаменитого венгерского режиссера Белы Тарра, заявил о себе на весь мир дебютным фильмом «Сын Саула» – клаустрофобным триллером про побег из Освенцима, который сначала получил Гран-при в Каннах, а потом еще с десяток важных наград с «Оскаром» в придачу. Второй фильм вроде как должен был расставить все точки над i: либо венгру тогда просто повезло, либо на наших глазах рождается один из главных режиссеров поколения. Иронично получилось, но «Закат» даже не думает заканчивать эти споры, а даже наоборот, дает им новый виток развития. Наверное, таким и должен быть следующий шаг после крупного успеха – провокационным, амбициозным и до смешного противоречивым.
Эрудированный зритель прямо с названия считает основной лейтмотив картины – однако общая шпенглеровская идея заката Европы здесь удачно рифмуется с концом некогда великой Австро-Венгрии в частности. «Долгий XIX век» с его благородными имперскими режимами на глазах зрителя переходит в «короткий ХХ», кровавый и анархичный. Естественно, герои и условный шляпный магазин – лишь открытые к интерпретации метафоры в этом рассуждении о конце старого порядка и столкновении эпох. Финальный пролет камеры, явно вдохновленный кубриковскими «Тропами славы», объединяет общую и частную тему, но еще сильнее заставляет задуматься об идее, вложенной в образ Ирис. Над ее расшифровкой пусть каждый зритель потеет в одиночку. Ясно лишь одно: Ласло Немеш уже сформировал свой режиссерский стиль, представленный в «Сыне Саула», пускай и явно вдохновленный творчеством именитого учителя и картиной «Иди и смотри» Элема Климова. Правда, это становится одной из главных проблем фильма. Съемка из-за плеча и долгие проходы за персонажем идеально подходили «Сыну Саула» – они создавали то самое ощущение клаустрофобии и хаоса, в котором мы ориентируемся как бы благодаря герою-проводнику. В «Закате» эти приемы кажутся ненужными: во-первых, они создают ощущение искусственности и победы пресловутой формы над содержанием, а во-вторых, за 140 минут хронометража от них попросту устаешь. Пусть это и минус, но интересный и чертовски талантливый. Кроме того, они не противоречат таланту Немеша как режиссера – «Закатом» венгр доказал, что сейчас он один из лучших постановщиков в мире (сейчас трудно назвать другого режиссера, который, к примеру, лучше него работает с мизансценой). Даже в таком дорогом по меркам авторского кино фильме ему хватает смелости воссоздать Будапешт начала ХХ века, но оставить его где-то в уголках, чтобы зритель сам искал его между плечом Ирис и концом кадра. Это технически безупречный фильм, в котором все, от костюмеров до художников-постановщиков, работают на авторское видение построения душной и беспокойной атмосферы. И это действительно удивляет.
Кажется, форма не особо старается работать с содержанием, поэтому как раз сценарий становится главной проблемой фильма, разрушающей его изнутри. История построена таким образом, что зритель соотносит себя с Ирис – если она чего-то не понимает или не может отличить правду от лжи, то соответственно это происходит с нами. Правда, уже по истечении первого часа в дураках явно остается зритель. Уследить за тем, что происходит на экране, становится практически непосильным трудом. История сводится к повторяющимся пунктам: Ирис просят уехать из города и не искать своего брата, Ирис не уезжает из города и пытается найти брата. Фильм как бы сохраняет внутреннюю логику, но Немеш старается на сценарном уровне работать так, как делает это в режиссуре, – из-за этого вне кадра остается слишком большой объем информации. Но даже так эта история кажется чересчур перегруженной героями и событиями, чтобы как следует работать той самой метафорой заката Европы…
подготовил Николай Лежнев