В последнее время имя канадского режиссера Дени Вильнева - на слуху. После фильма "Пожары", номинированного на "Оскар", Вильнев отметился удачным триллером "Пленницы" и вот - попытка экранизировать книгу Нобелевского лауреата Жозе Сарамаго «Двойник». Мировая премьера картины состоялась 8 сентября 2013 года, а 26 июня 2014 года фильм выходит на украинские экраны. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: взяв наугад кассету с фильмом в видеопрокате , преподаватель колледжа Адам Белл (Джейк Джилленхол) с удивлением замечает в одном из эпизодов актёра, который является почти точной его копией, разве что на пару лет моложе. Как это возможно? Адам начинает рыскать по интернету в поисках информации и на сайте Volga Talent Agency (Toronto), узнает, что того парня зовут Энтони Клер, он второсортный актер, у него есть беременная жена, и после встречи этих двоих оказывается, что у них идентично абсолютно все, включая шрам на груди. С этих пор жизнь персонажей меняется, ломая все, что было до этого, неизменными остаются только характеры мужчин, составляющие их отдельные сущности. Преподаватель Адам всегда был скромным, тихим человеком, а актер Энтони напротив, уверенный в себе мужчина - его явная противоположность. Актер обвиняет Адама в том, что он спал с женой Энтони и взамен требует дать на время свою одежду и машину. Он хочет провести романтический уик-энд с девушкой Адама - Мэри (Мелани Лоран - "Бесславные ублюдки') и обещает исчезнуть из его жизни навсегда...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: думаю, выскажу общее мнение - мало кому нравятся фильмы, где режиссер, заплутав в собственных фантазиях, выдает зрителю не кино, а головоломку. Что заставило талантливого режиссера Дени Вильнёва, автора таких разных картин как «Пожары» (2010), семейной истории об ужасах войны и искажении личности, и «Пленниц» (2013), криминального триллера, вдруг податься в авторы такой вот занудливой муры - сложно сказать. Но то, что он оттолкнул от себя целую толпу зрителей и продюсеров - это факт. Этот «эксперимент» над зрителями еще аукнется в его карьере. Не случайно, Хавьер Бардем отказался от главной роли в фильме, мотивировав это тем, «что она ему не подходит». Видимо, тоже не любит излишний символизм на экране. Зато Джейк Джилленхол ("Исходный код", "Принц Персии", "Горбатая гора") согласился. Он старался как мог и, исключительно благодаря его стараниям, эту ленту ещё можно смотреть…
Картина поставлена по роману 2002 года нобелевского лауреата Жозе Сарамаго «Двойник». В том же году, после путешествия по Израилю, автор вдруг сделал заявление, что «евреи делают с палестинским народом то же, что Гитлер сделал с евреями», после чего в Израиле он стал персоной нон-грата. Не читал и не знаю, насколько запутан и насыщен символами роман Сарамаго, как он читается - но фильм практически не смотрибельный. Что подтвердил и прокат - за 9 месяцев в США лента собрала чуть больше 1 млн.$. Наверное, уловив и поняв главный замысел романа Сарамаго - притчу о невозможности физического существования двух идентичных «эго» и, как следствие, неизбежном стремлении одного «я» подчинить себе (или уничтожить) все остальные свои воплощения - Вильнёв не сумел сложить убедительный рассказ о психологических метаморфозах, превращающих двойников в врагов. Но эпиграфом к фильму сделал фразу: "Хаос - это еще не расшифрованный порядок..."
На одной из лекций Адам говорит: «У современного тоталитаризма есть навязчивая идея из Древнего Рима: хлеба и зрелищ. Диктаторы пытаются переключить народ на развлечения. Как? Через низкий уровень образования, ограниченную культуру, цензуру ». После этого пассажа мне как-то даже не удобно говорить, что я не люблю фильмы-головоломки, подобные тем какие любил сооружать Дэвид Линч и его подражатели. Потому что их можно понимать и так и эдак, а создатель, как правило, и сам не знает, что именно он хотел показать — его устроит любая интерпретация. Он даже радуется, если она далека от истины. Потому что истины обычно нет. Есть собранная из кусочков мозаики картина, не способная стать чем-то целым.
РЕЗЮМЕ: фильм "Враг" - очередная неудачная попытка экранизировать Жозе Самарго. А называть блеклую цветовую гамму, минимум локаций и, говоря по-футбольному, затяжку времени гениальной задумкой режиссера - это от бедности.
Николай Лежнев