Фильм режиссера Рубена Эстлунда стал обладателем Золотой пальмовой ветви недавнего Каннского фестиваля. И, как показал пресс-показ в кионотеатре "Оскар" (ТРЦ Gulliver), вполне заслуженно - такой крутой замес сатирической комедии, драмы и даже триллера редко встретишь. Вопреки устоявшемуся мнению о фестивальном кино, унылым назвать этот фильм не просто сложно, но даже несправедливо. К тому же, картина будет интересна как поклонникам так и противникам современного искусства, а желающие расширить свои познания в этой области могут посетить киевский PinchukArtCentre на Бессарабке. В главных ролях - Клас Банг, Элизабет Мосс, Доминик Уэст, Терри Нотари, Кристофер Лессо, Марина Шиптьенко, Даниэль Халберг, Софи Хэмилтон. Хронометраж - 02:32. Мировая премьера - 20.05.2017. Премьера в Украине - 14.09.2017 (ArtHouse Traffic). Оценка www.kino-nik.ru 7/10
О ЧЕМ КИНО: Кристиан Нильсен (Клас Банг), куратор Музея современного искусства, увлеченно готовится к представлению нового экспоната - инсталляции "Квадрат" аргентинки Лолы Ариас, которая представляет из себя собственно квадрат, выложенный на брусчатке булыжниками большего размера и подсвеченный световым шнуром. Инсталляция снабжена медной табличкой с надписью: "Квадрат - прибежище доверия и неравнодушия. Внутри него у всех нас равные права и обязанности". Чтобы привлечь внимание к выставке, двое молодых работников отдела PR предлагают запустить вирусный видеоролик. В это же самое время мошенники средь бела дня крадут у Кристиана телефон, кошелёк и даже запонки. Ему удаётся определить местонахождение айфона - это дом, в котором 150 квартир. Подчиненный куратора, Михаэль (Кристофер Лессо), предлагает во все почтовые ящики положить письмо с угрозами разоблачения, и украденное вскоре возврашают, через барменшу кафе 7eleven. Однако на следующий день поступает еще один пакет. Ответное письмо написал 12-летний пацан, который начинает упорно преследовать Кристиана. Дело в том, что родители посчитали вопрос именно его и запретили играть на компьютере. И теперь мальчишка требует извинений перед ним и его родителями. Пока Кристиан увиливает от встреч с ним и пытается избавиться от американской журналистки, с которой переспал, не утвержденый к показу вирусный ролик выходит на YouTube. Разражается жуткий скандал...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: лента шведского режиссёра, триумфатора Канн-2017 - это мульти-жанровый коктейль с необычным, даже несколько экзотическим, купажом. Начинающийся с возвышенных рассуждений об искусстве "Квадрат" постепенно превращается в беспощадную сатиру на современное европейское общество и ближе к финалу приобретает оттенки социального триллера. А сюрреалистические экспозиции, обосновавшиеся в огромных залах музея современного искусства, рычащие и грохочущие, переносят зрителя в некий фантасмагоричный мир, в котором люди ведут себя как животные, а обезьяны живут в городских квартирах как полноценные члены общества.
Высмеивая материализм и толерантность Запада, Рубен Эстлунд, тем не менее, ставит своих героев, а вместе с ними и зрителей, перед очень неудобными вопросами, помещая их в рамки представленных в картине ситуаций. От комичных (как то прецедент с повреждением инсталляции в виде кучек гравия уборщиком музея), нелепых (в сцене борьбы между только что переспавшими мужчиной и женщиной за использованный презерватив), до откровенно пугающих (во время перфоманса актёра в образе примата на официальном приёме). Будучи очень злободневной картиной, "Квадрат" превращает заявленную в названии главную инсталляцию, призывающую людей к альтруизму, в бойцовский ринг. В первую очередь, конечно, для главного героя.
Кристиан (Клас Банг) - куратор музея современного искусства, представитель элиты. Он всегда одет в дорогой костюм, ездит на автомобиле Tesla, отрывается на тусовках в королевских покоях и не испытывает недостатка внимания от женщин. Но одно событие, случившееся с ним однажды по пути на работу, вдруг выбивает мужчину из колеи, выкидывает его за рамки зоны комфорта. И жизнь Кристиана превращается в хаос, как и было обещано в адресованной ему записке. По воле случая, мужчина вынужден столкнуться с менее привилегированными слоями общества. Он будто воплощение самой Европы, страдающей от наплыва иммигрантов, каждый день теперь сталкивается с нищими, наводнившими улицы и агрессивно требующими денег с прохожих. Кристиан отмахивается от них, мол, нет наличных, пытается купить для несчастных еды, дабы унять чувство вины. Но в итоге ощущает себя абсолютно беспомощным, как, наверно, и всё западное общество, оказавшееся неготовым к притоку беженцев...
РЕЗЮМЕ: в постоянных разговорах главного героя о гуманизме, толерантности и равных возможностях Рубен Эстлунд изобличает фальшь и спекуляции на этой теме, используемые обществом. Ведь сам Кристиан, истово призывающий людей помочь ближним, остаётся в стороне, когда дело доходит до поступков. Большинство членов общества предпочитают игнорировать серьёзные проблемы, которые происходят не с ними. И только лишь когда какое-то чрезвычайное происшествие выкидывает их за рамки привычного отвлечённого существования, тогда они начинают испытывать чувство вины и посредством этого импульса вспоминают о гуманизме и взаимопомощи.
Николай Лежнев