Павел Чухрай не снимал кино десять лет. Главные картины в его фильмографии - это истории о суровой правде жизни в послевоенное советское время. Такими были и титулованный "Вор", принесший его автору бесчисленные номинации и награды и обративший внимание на режиссера самого Стивена Спилберга, и более поздний "Водитель для Веры". Действие его нового фильма происходит в Литве и охватывает десятилетие от начала войны до послевоенных лет с их зачистками Прибалтики от "лесных братьев". В главных ролях - Юлия Пересильд, Риналь Мухаметов, Карина Каграманян, Сергей Гармаш, Моника Санторо, Валерия Ткаченко, Андрюс Бялобжескис, Мария Малиновская. Хронометраж - 01:47. Премьера (РФ) - 22.06.2017. Релиз DVD - 12.08.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: действие фильма происходит в Литве и охватывает десятилетие от начала войны до послевоенных лет с их зачистками Прибалтики от пособников фашистов, в результате которых депортации подверглись 260 000 человек. Главные герои картины — "дети войны", еврей Макс (Риналь Мухаметов) и литовка Лайма (Юлия Пересильд). Чудом избежавший смерти от рук фашистов в 1941-м Макс какое-то время прячется в кладовке в доме Лаймы. После войны уже Лайма, в которую влюбляется ставший оперативником Макс, объявлена "дочерью врага народа". Теперь он - ее единственная надежда на спасение. Но и Макс, приближенный к коменданту города (Сергей Гармаш), не всесилен перед лицом запущенной репрессивной машины…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Павел Чухрай не снимал кино десять лет. Его предыдущей работой была экранизация гоголевских "Игроков" - картина «Русская игра» с блестящим трио русских карточных шулеров (Маковецкий-Гармаш-Мерзликин), обводящих вокруг пальца незадачливого итальянского туриста. Но этот фильм-анекдот скорее исключение в фильмографии режиссера, главные в которой - истории о суровой правде жизни в послевоенное советское время. Такими были и титулованный "Вор", принесший его автору бесчисленные номинации и награды и обративший внимание на режиссера самого Стивена Спилберга, и более поздний "Водитель для Веры". Несмотря на жесткость, с которой в фильме показаны и литовские борцы за независимость ("лесные братья», боровшиеся с советской властью в 1940-1950-е годы), и сами сотрудники советской госбезопасности, без разбора и сантиментов ссылающие в Сибирь целые семьи литовцев, хоть как-то связанных с пособниками фашистов - у Чухрая нет желания ни обвинять, ни оправдывать своих героев. Они живые люди, способные и на подвиг, и на предательство ради спасения себя и своих близких. А сам фильм, как и предыдущие работы режиссера, не политическая агитка и не попытка дискредитировать или обелить ту или иную сторону.
"Холодное танго" - это памятник времени и советской послевоенной истории. Для режиссера, как и его отца, постановщика великой "Баллады о солдате" Григория Чухрая, главное - это люди, их искалеченные жизни и поломанные судьбы. Они для автора фильма куда важнее режимов и диктаторов, политических игр и войн. И в этом смысле каждая невинная жертва, попавшая под жернова нашей суровой родины, достойна памятника. Этот фильм и является горьким памятником жертвам тех лет.
Если же говорить о художественных качествах ленты, то это крепкое кино, все же не дотягивающее до лучшей работы режиссера — картины "Вор", номинированной в свое время на Оскар, Золотой глобус и премию Европейской киноакадемии.
Новый фильм Чухрая нетороплив и по-хорошему старомоден. Для современного российского кино с его "притяжениями" и "экипажами" картина не совсем типична, но уж точно доставит удовольствие зрителям старшего поколения. А в особенности тем из них, кто знаком с советским сериалом "Долгая дорога в дюнах", с которым фильм роднит не только общая тема, но и отдельные сюжетные линии.
Фильм отлично снят, а городские улочки Литвы (фильм снимали в Вильнюсе и Клайпеде) весьма киногеничны. Нет претензий и к актерам, среди которых выделяется Юлия Пересильд, демонстрирующая здесь новые грани своего таланта после успешной военной драмы "Незламна". Роль Лаймы и сама по себе яркая, а игра актрисы, с резкими переходами от вульгарной певички до вызывающей искреннее сочувствие жертвы сурового времени, выше всяких похвал.
РЕЗЮМЕ: хочется надеяться, что фильм найдет своего зрителя и переломит тенденцию последних лет, доказав, что не только блокбастеры с трансформерами и супергероями интересны людям и способны собирать полные залы.
подготовил Николай Лежнев